Художники Галереи «Кварта» в контексте истории современного русского искусства

16-05-2016
покупателя Quarta Gallery
Олег Иванов

Cовременное искусство, несмотря на простоту термина, включает в себя огромное количество направлений и ведет официальный отсчет от 50-60х годов XX-го столетия. Однако, несмотря на новаторские претензии, поиски новых форм и авангардные черты, оно, несомненно, питается корнями от наследия великих живописцев начала прошлого столетия, включая Анри Матисса, Гогена, Ван Гога, Сезанна, Жоржа Брака, Андре Дерена и Пабло Пикассо. В начале XX-ого столетия Пикассо делает первую сознательную попытку уменьшить описание живых предметов до трех основных форм: куба, сферы и конуса, положив начало аналитическому и синтетическому кубизму, которые стали включать в живописные полотна элементы коллажа. Кубизм стал предтечей всех остальных ярчайших стилей начала века, от абстракционизма, орфизма и супрематизма до конструктивизма, сюрреализма и экспрессионизма, подаривших миру немало гениев кисти, включая Кандинского, Клее, Миро, Магритта, Дали, Мунка, Шагала и Модильяни. Еще раньше, под влиянием японского и древнеегипетского искусства, в живописи и архитектуре начинает развиваться направление, получившее впоследствии общее название «ар-нуво», которое привносит в живопись элементы интерьера и наделяет его особой эмоциональной окраской. Ар-нуво в России – русский модерн – объединил ряд выдающихся живописцев, невероятно различающихся по стилю, индивидуальному подходу и пониманию своих задач в искусстве. Тем не менее, все они были своего рода эстетические бунтари, восставшие против канонов традиционного искусства. Это и блестящий книжный иллюстратор Иван Билибин, и романтик модерна Михаил Врубель, блестящий теоретик искусства Игорь Грабарь и непостижимый мистик Николай Рерих. Творчество каждого из этих великих модернистов повлияло не только на век XX-ый, но стало только значительнее и сильнее в веке XXI.

Однако, в середине 20-ого века, когда мировое искусство погружается в поиск альтернатив модернизму, развивая концептуальное видение и минимализм, Россия двигается по своему собственному пути, открывая эпоху соцреализма. Соцреализм, начавший свое формирование в 1930-е годы, невероятно обогатил художественную мировую палитру, по-новому раскрыв для зрителя чувственный материальный мир, овеянный духом советского романтизма. В этот период возникает новый жанр индустриального пейзажа наряду с развитием традиционных стилей – русского лиричного пейзажа и натюрморта.

Соцреалистическая живопись уходит корнями к классическим, академическим методам изобразительного искусства, которые требовали высочайшего мастерства и отточенной техники. Эта эпоха подарила миру А. Дейнеку, В. Фаворского, Кукрыниксов, А. Герасимова, А. Пластова, А. Лактионова, П. Кончаловского и многих других. Столь основательная школа, демонстрирующая преемственность поколений, по сей день открывает публике новые имена, которые в свое время оказались в тени своих более именитых коллег, но уже твердо звучат в современной истории советского реалистического искусства. Галерея «Кварта» представляет художников — представителей классической школы русского реалистического искусства: Мая Данцига, Михаила Добросердова, Петра Покаржевского, Николая Соломина, Ивана Язева, Надежду Воробьеву, Дмитрия Архангельского, Евсея Решина, Инну Медникову, Тамару Гусеву, Людмилу Никитину, Эльзу Хохловкину.

Тем не менее, несмотря на преобладание идеологии, пропагандировавшей народность и доступность искусства широкой публике, уже в 1950х годах в недрах советского искусства намечается движение, впоследствии получившее название «нонконформизм». Его участники пытались найти новые, «оппозиционные» средства художественного выражения и, таким образом, поделили мир искусства в Советской России на два лагеря, официальный и неофициальный.

«Художественная оппозиция» породила множество различных объединений, среди которых наиболее известными были «Лианозовская» группа (Е. и Л. Кропивницкие, Л. Мастеркова, О.Рабин), «Сретенский бульвар» (И. Кабаков, Э. Неизвестный, Ю. Соболев, Ю. Соостер, подхвативший эстафету в 1960х, «Коллективные действия» (А. Монастырский, Г. Кизельватер, И. Макаревич, С. Ромашко, и «Мухоморы» (С.Гундлах, К.Звездочетов, В.Мироненко. Помимо этого, в русле советского андеграунда развивалось творчество художников, не примкнувших ни к каким объединениям, но известным сегодня всему миру: В. Сидур, А. Зверев, М. Шемякин.

Художники-нонконформисты были фактически вытеснены из публичной художественной жизни страны: государство делало вид, что их просто не существует, а Союз художников не признавал их искусства. И вследствие этого они были лишены возможности показывать свои произведения в выставочных залах и использовали более «маргинальные» пространства для одно-двухдневных выставок в НИИ, домах культуры, клубах. В отличие от соцреалистов, нонконформисты отдавали предпочтение художественной форме, а не содержанию своих произведений. Однако, и это было совсем не ново для российского искусства, так как, по сути, нонконформисты воскрешали искусственно оборванную связь с авангардными течениями 1920х годов, когда в российской живописи впервые заявил о себе «абстракционист» Василий Кандинский, выработавший концепцию «ритмического» использования цвета в живописи и Наталья Гончарова, чья первая персональная выставка в дореволюционной России вызвала немалый ажиотаж и обвинения в распространении порнографии. Тогда же, в 1915 году, в разгар Первой Мировой войны, Каземир Малевич предъявил миру свою «икону нового времени» – зловещий «Черный квадрат», проводя своеобразную черту между искусством старого и нового времени. Несомненное влияние на неофициальное искусство середины века оказал и конструктивизм 20х годов, соединивший воедино столь популярные в Европе течения начала столетия: футуризм, кубизм и супрематизм.

Были и художники, резко сменившие свое направление во времена «оттепели». Галерея «Кварта», в частности, представляет работы Евгения Расторгуева, выпускника Суриковского института, художника, обласканного властью и уже в 1953 году принятого в Союз Художников по рекомендации его учителя С. Герасимова. Несмотря на стремительный карьерный рост и неограниченные возможности для творчества в официальном кругу, в 60-е годы Расторгуев неожиданно резко отходит от традиционных форм и создает собственный стиль, позже получивший название «Городецкий». Чудесный фантазийный мир «Городца» открывает для художника двери в Европу, однако, лишает многих привилегий на родине.

Еще одним ярким примером нонконформизма является Группа «Движение», также представленная в Галерее «Кварта». Группа была создана в 1962 году Львом Нусбергом и включала в себя около 30 художников,актеров, музыкантов, инженеров, физиков, специалистов в области электроники и психологов. «Движение» создавало первые в истории России инсталляции и перфомансы грандиозного масштаба и даже осуществило ряд государственных заказов, в частности, на оформление Ленинграда к 50-летию Октябрьской революции. Однако, неформатность и авангардные идеи членов группы не могли найти воплощения в рамках социалистических реалий, и в 1976 году группа распалась с эмиграцией Нусберга. Подобная судьба ожидала и многих других художников-нонконформистов.

Поворотным пунктом в истории художественного андеграунда стала так называемая «бульдозерная выставка» 1974 года, разгром которой вызвал широкий международный резонанс. Выставка была организована на открытом воздухе в районе Беляево - Богородское 15 сентября. Московские власти настоятельно не рекомендовали организаторам выставки проводить акцию, однако последние, игнорируя официальное предписание, разослали приглашения зарубежным корреспондентам и рядовым гражданам. В результате, выставка была разгромлена, толпы разгонялись водомётами, несколько человек было арестовано, пострадали даже западные журналисты, оказавшиеся в гуще событий. Наиболее активным из участников — В. А. Комару и А. Д. Меламиду – пришлось эмигрировать. За границей оказались скульптор Эрнст Неизвестный, художник Михаил Шемякин и многие другие.

Несмотря на довольно драматическое развитие художественного мира в Советской России и немалые потери, понесенные ей вследствие эмиграции многих и многих одаренных творцов, богатая на таланты страна продолжает открывать новые, неизвестные и несправедливо забытые имена, связанные как с академической живописной традицией, так и с ее авангардными течениями. Среди новых имен, только обретающих свою жизнь, Галерея «Кварта» представляет Наталью Орлову, художницу, чья жизнь слишком рано оборвалась, не позволив ей представить свое весьма оригинальное творчество широкой публике. Колористика Орловой и ее находки вполне отвечают духу 1960-х, напоминая произведения Энди Уорхола.

Некоторые художники середины века выбирали иной путь развития, в частности, на поприще театрального искусства или оформления книг, которое позволяло их фантазиям принимать более причудливые формы, неограниченные жесткими требованиями официальной пропаганды. В частности, в Галерее «Кварта» представлены работы одного из ярчайших художников Грузии и России, Роберта Кондахсазова, авангардиста, намеренно отказавшегося выставлять свою живопись во избежание конъюнктуры. Многие молодые художники-семидесятники, желая очиститься от всего чуждого, искали вдохновения в свободе от всяческих правил в наивном искусстве. Они открывали для себя Анри Руссо и Нико Пиросманишвили, оставляя в стороне хранящееся в запасниках и почти запрещенное искусство русских футуристов, некогда уже оценивших примитив. И по сей день, это направление, в свое время, вдохновившее Евгения Расторгуева на создание «Городецких историй», побуждает художников к поиску новых форм в рамках этнических традиций. Среди современных наивистов, представленных Галереей «Кварта», можно назвать Нину Габриэлян, художницу с ярко-выраженной индивидуальностью, самобытную, выражающую на своих полотнах колоритные этнические образы.

Современное искусство стремится к синтезу, основываясь на традициях русской и мировой живописи, поэтому отзвуки метафизической живописи, заложенные итальянцем Джорджем Кирико в начале прошлого века, слышны в работах Андрея Кофмана, гений Дали и неоспоримо сюрреалистические мотивы возникают на полотнах Алексея Сперанского, потомка именитого академиста Михаила Кузнецова, а работы современного художника Олега Иванова навевают мысль об «абсолютном покое вещей и оптическом видении» новатора 1920х годов Давида Штеренберга.

И все же это новый взгляд художников нового века, принявших и вобравших в себя блестящее мировое наследие, чтобы создать свой собственный, ни на что не похожий, образ мира и передать свое чувственное индивидуальное восприятие.