Краткая история русского натюрморта

22-07-2015
покупателя Quarta Gallery
Серов. Девочка с персиками

Удивительный по своей неограниченной выразительной силе самый, казалось бы, ограниченный живописный жанр, натюрморт, рожденный в недрах голландской живописи как "stilleven" — «неподвижная модель» в 17 веке, довольно долго прокладывал дорогу в русское искусство.

Зачатки жанра просматриваются еще в древнерусской иконописи, возникая в виде немногочисленных предметов на полотнах, посвященных каноническим сюжетам, которые создают дыхание жизни и даже легкомысленности вокруг суровых религиозных сцен. Однако, в России «мертвая натура» не имела особой притягательности как жанр вплоть до момента своего угасания в Европе. Здесь было принято копировать голландских мастеров, не внося никаких особых изменений. Первым, кто раскрыл прелесть этого жанра в русской живописи, был Иван Трофимович Хруцкий, художник весьма скромного дарования, ориентированный на салонно-академическую конъюнктуру. Официальные документы именуют его труд как «живопись цветов и фруктов». От незатейливых композиций из нескольких предметов Хруцкий довольно быстро перешел к масштабным натюрмортам, отличающимся разнообразием предметов и сложностью композиции.

А. Рублёв / И. Хруцкий / В. Поленов / М. Врубель / В. Борисов-Мусатов

В 19 веке натюрморт в России начинает обретать большую смысловую наполненность в полотнах живописцев демократического направления В. Поленова, П. Федотова, но и здесь «мертвая натура» все еще является лишь частью композиции. Среди немногочисленных натюрмортов передвижников главное место занимают «букеты», например, «Букет» В. Д. Поленова (1880, Музей-усадьба Абрамцево); во второй половине 1880-х годов похожие букеты появляются в живописи И.И. Левитана. Отдельную жизнь натюрморт приобретает в творчестве Михаила Врубеля и Виктора Борисова-Мусатова к концу 19 началу 20 века.

Подлинный же интерес к жанру возникает в России благодаря крупным меценатам, ввозившим в страну коллекции французской живописи. Именно импрессионизм и импрессионистический натюрморт возбудили особый интерес к этому направлению и добавили в мировую сокровищницу имена русских художников. В то время как И. И. Левитан еще придерживается определенных канонов (изолированность предметов и нейтральный фон), в работах В. А. Серова и К. К. Коровина уже отчетливо просматривается новое влияние: попытка связать природу мертвую с живой, как с точки зрения сюжета, так и с помощью художественных средств. Натюрморт соединяется с интерьером, выносится на пленэр, наполняется настроением и эмоциями конкретного человека. Своей работой «За чайным столом» (1888), написанной в усадьбе В. Поленова, Коровин фактически дает новое направление традиционному жанру, стирая его границы и соединяя с портретом, пейзажем, интерьером и бытовой живописью, наполняя натюрморт чувственностью и жизнерадостной силой.

Еще одним значительным представителем «русского импрессионизма», внесшего свою лепту в популяризацию жанра натюрморта, был И. Э. Грабарь. Художник признавал влияние Клода Монэ и других импрессионистов (например, в своих работах 1905 года «Сирень и незабудки» и «Хризантемы»), но в своем творчестве старался преодолеть некую ограниченность этого стиля, усложняя задачи и выискивая новые художественные приемы.

И. Левитан / В. Серов / К. Коровин / И. Грабарь

В начале 20 века еще один самобытный живописец переосмысляет жанр «неподвижных моделей», однако, его непритязательные по набору предметов, напряженные по ритму и суровые по композиции творения, довольно трудно назвать спокойными или мертвыми. К. С. Петров-Водкин передает философию своего времени сквозь цвет и неожиданное перспективное построение. Скрупулезный анализ и экспериментальность построения его натюрмортов поразительным образом сочетаются с изысканной колористикой и изрядной непосредственностью.

В то же время на художественной российской арене возникает "Бубновый валет", сообщество художников, ставших впоследствии видными мастерами советского искусства: П. Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов, А. Куприн, Р. Фальк. Утверждение предмета и предметности в противовес пространственности составляет основной принцип их искусства, поэтому натюрморт занимает центральное место в их творчестве.

К. Петров-Водкин / П. Кончаловский / И. Машков / А. Лентулов

Во второй половине 20 века Владимир Вейсберг пишет натюрморты с бутылками и предметами простой формы, пытается свести цвет до минимума, достигнуть светоносного живописного пространства и перевести живопись в разряд алхимического искусства. Ну и, конечно, в этом жанре отметился мастер «тряпки и ведра с гуашью», харизматичный Анатолий Зверев, творивший свои мощные экспрессивные натюрморты из «неведомого сора», соединивший самым причудливым образом все достижения своих предшественников.

А. Куприн / Р. Фальк / В. Вейсберг / А. Зверев / Т. Гусева

Даже легкое прикосновение к скромному жанру натюрморта, изначально призванному отображать мир вещей, сотворенных природой и человеком, поражает масштабом своего воплощения в мировой художественной истории и, в частности, в русской живописи, и, несомненно, свидетельствует о бесконечных перспективах его дальнейшего развития, причудливые формы которого нам вряд ли дано предугадать.

Натюрморты русских художников и фотографов второй половины 20 века и современных авторов на нашем сайте:

http://www.quartagallery.ru/index.php?dispatch=pro...