Краткая история русской книжной иллюстрации

28-09-2016
покупателя Quarta Gallery
Н. Орлова. Белые Ночи

Удивительным свойством книжной иллюстрации является возможность использования бесконечного разнообразия жанров при внешне ограниченном формате. Художники всех времен и народов так или иначе черпали вдохновение из художественных произведений, начиная от античной мифологии и Вергилия к Шекспиру и Достоевскому, пробуя выразить вечные темы в живописи, фреске, гобеленах и росписях.

Технологии и мастерство книжной иллюстрации, тем не менее, не обладают прямой взаимосвязью. Шедевры этого вида искусства создавались еще в те времена, когда книга была достоянием единиц, а в эпоху массового распространения печатной продукции качественный диапазон книжных иллюстраций значительно варьирует. Первыми иллюстраторами были, конечно, древние копты, украшавшие папирусы с молитвами изящными рисунками, эллины, оставившие нам в наследие несколько уникальных рукописей, и Византия. Великолепным образцом книжной иллюстрации является древнерусская миниатюра, которая традиционно обслуживала религиозные интересы и выполнялась вручную лучшими живописцами своего времени.

В 15 веке немец Гуттенберг открывает способ печати иллюстраций с помощью деревянных досок, которые через некоторое время сменяют металлические, а в конце 18 века гравюра уже вытеснена литографией, значительно удешевляющей процесс создания книги. Иллюстрация, а вместе с ней и художники, начинают осваивать не только книжное пространство, но и периодические издания, задающие новый тон и порождающие новые стили в изобразительном искусстве. В 1564 году Иван Федоров издает в Москве своего «Апостола» с изображением Святого Луки на фронтисписе, основой для которого послужила гравюра нюрнбергского художника Шёна. С этого момента книгопечатание берет довольно высокую планку, а вместе с ней и художественная иллюстрация, призванная «освещать» смысл текста для читателя. При Петре I книга становится общедоступной, но истинный расцвет книгопечатания наступает в Екатерининскую эпоху, когда барокко теряет свою значимость, а классицизм охватывает не только архитектуру, но и изобразительное искусство.18 век формирует определенные каноны в книжном оформлении, сохранившиеся и в следующее столетие, а иллюстрации русских художников теперь отличает не только аллегоричность, но и особое изящество.

В это время в России часто издавали иллюстрации к популярным книгам отдельными тетрадями. Одним из замечательных образцов является альбом с рисунками Алекандра Агина к гоголевским «Мертвым душам», выполненными гравером Бернардским.

XIX-ый и начало XX-ого века предлагают целую россыпь художественных стилей, воплощенных на книжных страницах. В иллюстрациях к «Медному всаднику» блестящий представитель модерна эстет Александр Бенуа воплощает идеалы арт нуво, а Кандинский проповедует абстракционизм, художественную религию нового времени. Крупнейшим мастером книжной иллюстрации среди представителей реалистической традиции становится Дмитрий Кардовский. Его работы включают «Каштанку» Чехова, «Горе от ума» Грибоедова и «Жемчуга» Гумилева. В отличие от книжной иллюстрации в целом, история детской книжной иллюстрации составляет всего триста лет. Она начиналась с народных сказок и азбук и постепенно создавала свой отдельный завораживающий мир. Несколько поколений российских детей выросло на иллюстрациях Ивана Билибина. «Билибинский» сказочный стиль превратился со временем в золотой канон, поражающий своим художественным вкусом и изяществом читателей абсолютно всех возрастов.

«Апостол» издание И. Федорова А. Агин «Мертвые души» А. Бенуа «Медный всадник» Д.Кардовский «Каштанка»

Первые в России специализированные книги по искусству начал выпускать Иосиф Кнебель, который заведовал многие годы издательством Третьяковской галереи. Для оформления 50 брошюр, посвященных русской истории, он пригласил самых выдающихся художников Серебряного века – Б. Кустодиева, А.Бенуа, С.Иванова, Е.Лансере, В.Серова, братьев Васнецовых и многих других – создав уникальный прецедент в истории русской книжной иллюстрации.

Особая миссия была возложена на художников, создававших стиль советской книжной иллюстрации: Д. Митрохина, Б. Кустодиева, Д. Кардовского, В. Замирайло, М. Кирнарского. Книга становилась массовым явлением, культурный слой расширялся, и иллюстрация стремилась найти доступ к огромному кругу читателей. Тончайшая по стилистике и пронзительная по исполнению графика Мстислава Добужинского «освещает» страницы «Белых ночей» Ф. Достоевского. Восемь черно-белых рисунков лаконично и точно передают дух Петербурга и созвучны с прозой великого русского автора. Владимир Фаворский, один из выдающихся книжных графиков, утверждал: «Я не иллюстрирую произведения, а создаю книгу». Известным советским графиком и иллюстратором был Евгений Кибрик, в арсенале которого гоголевские «Тарас Бульба» и «Портрет», «Борис Годунов» Пушкина и «Как закалялась сталь» Островского. В конце 1960х в книжную графику приходит известный автор «Городецкого стиля» Евгений Расторгуев, на счету которого свыше 100 книг в издательствах «Детгиз», «Молодая гвардия» и «Советский писатель». Детская книжная иллюстрация стремительно развивается со времен оттепели, обогащая книжный жанр новыми блестящими именами – Владимир Сутеев и Борис Дехтерев, Георгий Нарбут и Евгений Чарушин.

В.Фаворский «Слово о полку Игореве» Е.Кибрик «Тарас Бульба» Е.Расторгуев «Рассвет» Н.Орлова «Белые ночи»

Современная книжная графика значительно расширила диапазон художественных средств за счет компьютерных технологий, однако, роль художника, визуализирующего литературные образы через призму собственного внутреннего мира, стала еще более значительной. Книжная иллюстрация наравне с графикой и фотографией стала предметом коллекционирования и удостаивается сегодня серьезных экспозиций и глубоких искусствоведческих изысканий. Образы, знакомые нам с детства, вызывают не только ностальгические воспоминания, но и особое чувство единения с мировым литературным наследием, которое никогда не теряет своей актуальности. Книжная иллюстрация как отдельное произведение искусства способно создать ту незабываемую сказочную атмосферу, которой нам часто не хватает в обыденной жизни. Вероятно, именно поэтому наряду с живописью и фотографией, книжные иллюстрации все чаще становятся незаменимым элементом интерьера.

Будучи художественным творением, книжная иллюстрация объединяет в себе сразу несколько важных функций: формирует особое культурное пространство в комнате, усиливает ощущение волшебства, которое приносит нам книга, дарит несравнимое ни с чем эстетическое удовольствие и, конечно, служит великолепным украшением жилого пространства. Различная по стилистике, жанру и технике исполнения, книжная иллюстрация может удовлетворить любой, самый взыскательный вкус и решить немало интерьерных задач, как функциональных, так и декоративных. И, конечно, она способна передавать наше понимание мира тонко и метафорично, ведь она соединяет в себе сразу два величайших достижения человечества – искусство визуализации и слова.