Монументальная живопись. Роспись стен

15-05-2015
покупателя Quarta Gallery
Роспись стен эпохи палеолита

Монументальная живопись — живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях. Основная техника монументальной живописи — фреска, которая вместе с мозаикой и витражом чаще называется монументально-прикладным искусством.

Традиция росписи стен и потолков берет свое начало с незапамятных времен. Следы культуры украшать свое жилище предметами искусства доходят до нас еще со времен Палеолита. Зачастую они имели сакральное и ритуальное значение. Многочисленные наскальные рисунки, сохранились и до наших дней и являлись источниками вдохновения художников на протяжении многих последующих веков.

Изучая историю древних культур, мы везде встречаемся с памятниками монументальной живописи. Они не только доставляют нам художественное наслаждение, но и рассказывают о жизни, быте, труде, войнах народов Древнего Египта, Индии, Китая, Мексики и других стран.

В европейской истории монументального искусства одним из первых шагов стало развитие искусства Египта (4-3 тыс. до н.э.). Настенные фрески, созданные в Египте, покоряют и сегодня сердца своим совершенством и лаконичностью. Веками техника декоративной росписи стен в Египте передавались из поколения в поколение, складывая тем самым канон изображения людей, животных, тех или иных событий, возникли определенные традиции и стилистика изображений.

В Древней Греции (конец 5–4 в. до н.э.) искусство стало искать способы передать чувства человека, героические мотивы переплетались с лирическими композициями. Развитие культуры Рима дало большой толчок к развитию архитектуры и убранства жилища. Роспись стен и потолков стала носить более систематизированный характер. Римляне даже использовали настенную живопись для украшения фасадов своих зданий.

В средние века развитие влияния церкви на жизнь человека также внесло новый виток в историю европейского искусства. Духовное содержание изображений объединили с декоративностью, активно стала развиваться церковная живопись. Италия стала родиной великих архитектурных и живописных творений, дав человечеству гениальных мастеров, чьи имена и работы и сегодня вызывают восхищение. Термин «фреска» (в переводе с итальянского «affresco» — «по сырому») — итальянского происхождения. Фреска — письмо по сырому еще свежему известковому грунту — стала наиболее популярной техникой росписи стен. До начала XVI века по высохшей «чистой фреске» практиковалась прописка деталей темперой, что требовало от художников высочайшего мастерства. Вскоре появилась роспись по сухой штукатурке «all fresco».

Со временем настенная живопись стала выполняться не только в храмах, но и в жилых интерьерах, сюжеты стали более светскими. Развивается «альфрейная» живопись, которая имитирует разные виды декоративной отделки. Возрождаются популярные еще в поздней Римской империи росписи-обманки, фальшь-окна и двери, визуально увеличивавшие пространство пространство интерьера. Такое оформление интерьеров и сегодня пользуется большой популярностью.

Особый расцвет значения художественной росписи стен и потолков в интерьере приходится на период барокко. Пышное убранство залов с их сложной, витиеватой лепниной, всегда дополнялось настенными панно; разнообразные по тематике и сложности сюжеты неизменно являлись отличительно чертой залов.

В период модерна по большей мере развивается искусство графики, и настенная живопись отходит на второй план. В отделке интерьеров стали преобладать орнаменты, сложные переплетения узоров. С появлением обоев, для отделки стен к фрескам стали прибегать все реже и реже.

Но в СССР монументальная роспись стен (наряду с другими видами монументального искусства) переместилась из частного и церковного интерьера на фабрики, заводы, в Дворцы культуры, фойе театров, плафоны потолков Метрополитена. Монументальная живопись стала обязательным звеном всей художественной культуры. Она зависела от развития архитектуры и прочно была с ней связана.

Сегодня монументальная настенная живопись развивается и в частном интерьере, и в общественном пространстве, при использовании самых современных материалов и подчас приобретая самые неожиданные формы, такие, например, как художественное граффити.