Вьетнамские постеры времен социализма

27-10-2015
покупателя Quarta Gallery
Постеры Вьетнама

Плакаты, представленные на нашем сайте, являются частью пропагандистского графического искусства Вьетнама, которое по сей день живет и процветает, хотя и приобрело сегодня более «западные» черты. Технически все пропагандистские плакаты, созданные на территории Вьетнама, делятся на период до 1975 года, когда основными темами было Сопротивление и борьба с двумя супердержавами – Францией и Америкой, и после 1975 года, посвященные развитию Социалистической республики Вьетнам.

Более ранние образцы пропагандистских плакатов времен Сопротивления создавались традиционным для Вьетнама способом: вручную с резных деревянных панелей. Колористика ограничивалась двумя или тремя цветами, - стандартными сочетаниями были черно-красный или красно–золотой. В особо опасных зонах художники печатали плакаты небольшого размера или листовки, а в безопасных – крупные (120 на 80 см). Именно во времена франко-вьетнамской войны особой популярности достигла настенная живопись. Художники переносили образы прямо на стены разрушенных домов и школ. Краски смешивались народными способами в условиях джунглей: хинин соединялся с куркумой для получения нежно-желтого оттенка, а меркурохром давал жизненно важный красный цвет.

В 1954 году закончилась франко-вьетнамская война, были подписаны Женевские соглашения, предусматривающие полную независимость Вьетнама. Демократическая Республика Вьетнам начала развиваться, и в этот период искусство пропагандистского плаката достигает своего расцвета. Во Вьетнаме официально воцаряется соцреализм, представленный как «искусство для народа», точно так же как до этого в СССР и Народной Республике Китай. Создается специальное Бюро Пропагандистских Плакатов при Отделе информации и пропаганды. Введение офсетной печати позволило увеличить тиражи, однако, наряду с новомодными технологиями все еще используются литография, шелкография и трафаретная покраска.

Культурная жизнь в Ханое моделировалась в соответствии с советским образцом. Художники – иллюстраторы работали на прессу, подконтрольную правительству, и выполняли заказы под правительственные «рекламные компании». Средняя зарплата такого иллюстратора составляла 45 донг, плюс 13,5 кило риса и полкило мяса, а так же подразумевала бесплатные рабочие материалы и жилье. В Художественном училище, снова открытом в Ханое, преподавали профессора из СССР, а сами студенты часто приезжали по обмену в Москву и Ленинград.

Обладая немалыми человеческими ресурсами, типографии Вьетнама использовали их весьма эффективно в своей работе: несколько художников вручную копировали оригинал, многократно перенося первоначальный замысел на рисовую бумагу. Именно поэтому во Вьетнаме до сих пор можно найти немалое количество оригиналов, а не отпечатанных типографским путем копий, которые, каждая, является уникальным художественным произведением и, несмотря на безупречность воспроизведения, порой слегка различается по цвету и тону.

Пропагандистское искусство условно делилось на «негативное» и «позитивное». Позитивные плакаты прославляли развитие страны, индустриальные и сельскохозяйственные успехи, представляя этнические меньшинства в традиционных костюмах, как часть тройного альянса, выступающего против французского гнета.

Художники экспериментировали с советским конструктивизмом 1920-х годов и даже использовали фотомонтаж. Вьетнамская социалистическая иконография отличалась немалым драматизмом: например, пылающий меч, скрещенный с серпом. Однако, правительство так же поощряло возрождение традиционных искусств и продвижение фольклорных мотивов взамен «буржуазного искусства ради искусства». В связи с этим художники отправлялись в глубинку, а порой и на угольные шахты и рисовые поля для изучения предмета непосредственно.

Официальные плакаты до сих пор широко распространены во Вьетнаме, так же как использование сугубо социалистической символики. И, несмотря на стремительные перемены и внедрение видео технологий в графическое искусство, социалистический ретро-стиль сохраняет свою популярность среди современных художников.

Плакаты, представленные на нашем сайте, относятся к периоду 1970-х годов, ознаменовавшимся бурным промышленным развитием страны. Все работы оригинальные, выполненные вручную темперой на рисовой бумаге с помощью трафаретной техники. Две работы «Сажай тростник для плетения ковров и соломенных циновок на экспорт» и «Ради хорошего урожая риса выпалывай водяные гиацинты» представлены в уникальном сборнике издательства PRESTEL, составленном коллекционером азиатского искусства и писателем Дэвидом Хэзером, с предисловием Шерри Букенан, бывшей журналистки WallStreetJournal, культуролога и специалиста по азиатскому графическому искусству.

В статье использованы материалы из предисловия Шерри Букенан к книге-коллекции «Вьетнамские постеры», изд. PRESTEL