Никитина Людмила

nikitina lyudmila

Людмила Николаевна Никитина родилась в 1927 году в Ленинграде, городе, с которым неразрывно связано ее творчество, несмотря на то, что уже многие годы она проживает в Москве. Здесь она поступает в художественную школу при Академии художеств СССР, а после ее окончания, в 1954 году Л. Н. Никитина становится выпускницей Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной. Позже она решает продолжить художественное образование в Московском институте прикладного и декоративного искусства. Семья художницы была тесно связана с театром, особенно с оперным. Огромную роль в ее творчестве сыграла привязанность к поэзии, в частности, А.С. Пушкина и А. Блока, к их особому видению Петербурга.

Город ее детства и юности занимает значительное место в творчестве Л. Н. Никитиной: его дворцы, сады, каналы и мосты, окутанные таинственной дымкой, многократно возникают на полотнах художницы. Помимо Петербурга, Л. Н. Никитина рисует пейзажи малых городов России, среди которых Переславль-Залесский, Мышкин, Киржач, Тотьма и Вологда. В течение многих лет художница совершала творческие поездки по этим старинным русским городам. Своим искусством Л. Н. Никитина ведет нас, скорее, к поэтическому восприятию понятия «город» и «городской пейзаж», нежели реалистическому, как, например, в одной из ее наиболее известной серии «Белые ночи», воссоздающей призрачную атмосферу Петербурга.

Как отмечает доктор искусствоведения, член-корреспондент РАН и авторитетный специалист в области древнерусского искусства Г. И. Вздорнов: «Замечательным свойством произведений Никитиной является их топографическая неопределенность. Она не любитель архитектурных сюжетов и выгодных точек зрения, не сюжет как таковой увлекает Никитину, а состояние души выбранного ею мотива: влажность воздуха, зной летнего дня, ветхость зданий, их сочетание с такими же ветхими деревьями, задумчиво свисающие в воду ивы, их отражения и отражения домов в озерной или речной глади, причудливость городского пейзажа, слагавшегося не по воле архитектора, а по естественному ходу времени».

Людмила Никитина прекрасно владеет разнообразными техниками, но больше всего она любит работать пастелью, техникой трудной, но дающей ни с чем несравнимый эффект. Мало кто из современных художников пользуется этой техникой так же широко, как Никитина. Она использует ее как основное техническое средство для выражения своих художественных замыслов и, поскольку она предпочитает работать в большом формате, ее пастели воспринимаются как настоящие картины.

Произведения Людмилы Николаевны Никитиной находятся в Государственном Русском музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, в художественных музеях и галереях и частных коллекциях в России, Франции, Голландии, Японии и США.