Витинг Николай

1910-1991

Николай Иосифович Витинг родился в Брянске в семье инженера-путейца. Отец и мать Витинга увлекались живописью, а в коллекции у дяди были работы Рябушкина, Перова, Клевера. В годы Гражданской войны семья переехала в Москву. В 1928 году Витинг поступил на художественные курсы при Доме художественного воспитания, где Учился у К.Ф. Юона (1927-1928), К.Ф. Морозова, Н.Ф. Фролова, К.А. Суряева при обществе «Цех живописцев» в Москве (1928-1932) Основателями этого художественного объединения были А.В. Шевченко и А.С. Голованов. Большое влияние на Витинга оказало и творчество Романа Семашкевича. В 1930 году состоялась Пятая и последняя выставка «Цеха живописцев», по словам Витинга она стала одновременно и триумфом этого общества, и его концом. После распада «Цеха живописцев» Витинг продолжал ходить к Шевченко домой, пользоваться его указаниями и фактически у него учился. В 1934 году он поступил в в Московский художественный институт на графический факультет, позже перешел на живописный факультет в мастерскую С.В. Герасимова. В это же время художник начал активно участвовать в выставках.

Творчество художника отличается экспрессивной выразительностью и особенной музыкальностью. В конце 1920-х — начале 1930-х годов его работы («Серп и молот» 1927, «Интервенция» 1929, «Даная» 1931, «Ремонт трамвайных путей ночью» 1930) стилистически и эмоционально близки картинам своего старшего товарища и коллеги по «Цеху живописцев» — Бориса Голополосова. Линогравюра Витинга «Ремонт трамвайных путей» была приобретена Музеем революции, с нее была напечатана открытка.

В 1942 году после окончания института был зачислен в Студию военных художников имени Грекова. Как представитель студии работал на Южном фронте в районе Ростова-на-Дону. Военная тема оставалась в творчестве Витинга и после войны, но постепенно она стала уступать место иным сюжетам.

В шестидесятые годы художник возвращается к мотивам искусства 1930-х. Его захватила железнодорожная тема, и художник выполнил серию литографий, посвященных железной дороге. Возможно, появление этой темы связано с воспоминаниями о детских годах, проведенных на железнодорожной станции Брянск. В это же время художник работает над спортивной тематикой. В этих работах Витинга образное представление о спортивном зрелище превалирует над натурными наблюдениями. Произведения последних лет чаще всего выполнялись цветными карандашами. В 1977 году в Москве состоялась персональная выставка художника, где были показаны его живописные работы и представлена новая серия цветных автолитографий на спортивную тему: «Баскетбол» (1971), «Борьба» (1960-70), «Волейбол» (1960-е), «Спортивная гимнастика», «Бокс» (1970-е).

Живописный язык работ Николая Витинга пластически ясен и лаконичен, прекрасно организован ритмически, технические приемы совершенны. Со временем эти качества в его живописи и графике усиливаются, приобретая большую монументальность и декоративность.

Работы Николая Иосифовича Витинга представлены в коллекциях Государственной Третьяковской галереи (Москва), Каракалпакского государственного музея искусств имени И.И. Савицкого (Нукус, Узбекистан), Государственного художественного музея Грузии (Тбилиси, Грузия), Государственного историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим» (Истра), Удмурдском республиканском музее изобразительных искусств, Музее «Преодоление» им. Н.А. Островского (Москва).

Библиография

Раткин В. «Николай Витинг». Каталог персональной выставки. М., 1977; Ройтенберг О. «Москва в русской и советской живописи». М., 1980; «100 картин». Каталог выставки. Государственный художественный музей Грузии. Тбилиси, 1980; С. М. Турутина, А. Б. Лошеньков, С. П. Дьяченко «Авангард, остановленный на бегу». Л., 1989; Костромин В. «Николай Витинг. Живопись. Графика». Каталог выставки. М., 1992; Ройтенберг О. «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…». М. 2005; «Николай Витинг. 1910-1991. Живопись. Графика». Каталог выставки. М., 2010