Дверца в многомерность: натюрморты Татьяны и Марии Ивановой

03-07-2017
покупателя Quarta Gallery

Жанр натюрморта давно вышел за пределы своего первоначального, исключительно декоративного назначения. «Живое» и «неживое» тесно сплелось в этом виде искусства, стремясь выразить тончайшие нюансы человеческих эмоций, дух времени и непростую внутреннюю жизнь самого творца.

Татьяна и Мария Ивановы представляют яркую семейную традицию, которая берет начало от Виктора Ивановича Иванова, блестящего живописца времен СССР, чьи полотна отличаются суровым колоритом и монументальностью. Его дочь и внучка, на которых непосредственно отразилось существование в художественной среде, нашли собственные, не менее выразительные средства для воплощения своих живописных идей. И обеих объединила любовь к натюрморту.

Натюрморты Татьяны Ивановой необычайно изысканны, как по своей колористике, так и по исполнению. Первое, что бросается в глаза, это лаконичность изображения: ни одного лишнего предмета, детали или оттенка. Каждый цветовой нюанс гармонично переходит в следующий, образуя безупречное созвучие. К примеру, «Натюрморт с виноградом» выполнен в голубовато-фиолетовых тонах, которые перетекают друг в друга, то сгущаясь, то растворяясь, отбрасывая мягкие тени. Палитра, близкая к Сезанну, придает предметам ощущение нереальности, недвусмысленно отражая именно внутреннее состояние автора, нежели дословное изображение предметов. Подобное впечатление возникает и при взгляде на чудесный «Натюрморт с рыбой», где темный фон словно рождает из себя бледно-желтые лимоны и «позолоченные» рыбьи тушки. Картина столь динамична, что через мгновение начинаешь сомневаться в том, что видишь именно «мертвую натуру», скорее, загадочный мир рыб, в который художнице удалось заглянуть. «Земляничный букет» выполнен в очень сдержанной и лиричной манере, как по цвету, так и по композиции. Здесь чувствуется сильное внутреннее напряжение, драматичность, скрытая в глубоких тенях, подрагивающем отражении и в грустно склонившихся стеблях. Это, скорее, размышление о быстротечности времени, навевающее Андерсеновскую грусть, нежели просто натюрморт. Тем не менее, работам Ивановой-старшей присуща и мощная жизненность, откровенно выплескивающаяся на зрителя в работах «Три куска арбуза» и «Раки». Различные по своему цветовому решению, они обе являются яркой манифестацией энергии и силы, преодолевающей «мертвую натуру».

Работы Марии Ивановой напоминают глубокую медитацию и, порой, пронизаны неуловимым «азиатским» флером, как, например, «Натюрморт на розовой скатерти», где сочетание серого, розового, голубого и охры подчеркивает сновидческую сторону реальности, которая упорно отказывается приобретать отчетливые очертания, одурманивая взгляд и втягивая в свое фантасмагорическое пространство. По-голландски строгие «Груши» рассказывают свою историю: они совсем непохожи на банальные фрукты, но, скорее, на оживших героев Джанни Родари, бурно обсуждающих свое непростое бытие в скудном деревенском доме. Каждый натюрморт Ивановой-младшей – это целая история, проживаемая предметами прямо перед глазами изумленного зрителя. Как говорит сама художница, определяя этот жанр: «Натюрморт – это диалог, спор, иногда даже горячий». Ее работа «Возле двери» - прекрасный пример такого ожесточенного диалога между уверенными в себе сапогами, которые ощущают себя хозяевами положения, и обиженными тапками, которым остается надеяться только на аргументы молчаливого веника.

Совсем иная тональность у натюрмортов «Стеклянный кувшин», «Цветы и зеленые груши» и «Цветы». Здесь царят глубокие сине-фиолетовые оттенки, передающие «бархатную» текстуру и эмоциональную наполненность. От них веет покоем и погруженностью во внутренний мир, где каждый предмет обладает особой значимостью, но все же неотъемлем от окружающей среды, которая позволяет ему быть собой несколько волшебных мгновений, чтобы вскоре полностью растворить в своей незыблемости.

Натюрморт – это целая философия, вечный вызов для живописца, стремящегося преодолеть ограничения трехмерности. Неудивительно, что именно этот лаконичный жанр порождает столь разные полотна. Скудность средств стимулирует творца к поиску все более выразительных средств для отражения своих душевных порывов. Натюрморт требует от зрителя не только пристального внимания, но и призывает к долгосрочной связи. С каждым новым взглядом в нем открываются новые пласты смысла, будто он всего лишь портал, приглашающий нас заглянуть за пределы предметов, скрывающих многомерное, неведомое нам ранее существование. И, в то же время, он не теряет своей не менее важной функции – украшения и оживления пространства. Возможно, разместив у себя на стене чудесный натюрморт, по какой-то причине захвативший именно Ваше воображение, вы вскоре сделаете для себя неожиданное открытие: за холстом скрывается дверца в волшебный мир, куда все мы мечтаем попасть.

http://www.quartagallery.ru/ivanova-tatyana/

http://www.quartagallery.ru/ivanova-mariya/