История русской анимации и коллекционирование «истории» мультипликационных фильмов

23-08-2019
покупателя Quarta Gallery

Не секрет, что современные мультипликационные фильмы создаются, в основном, с помощью компьютерных технологий, которые, как правило, имитируют те техники, которые уже существовали раньше. А традиционных техник в мультипликации достаточно много: рисованная, кукольная, техника перекладки, техника плоской марионетки, пластилиновая, техника сыпучих материалов.

В России анимация существовала ещё до революции. Балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев использовал кукол из папье-маше, работая над постановками танцев. Он снимал своих бумажных танцоров на камеру, пытаясь сделать инструкцию для живых артистов. В 1910 году Владислав Старевич создал серию кукольных фильмов, работая над научно-популярными фильмами о насекомах.

В 1924 году появилась советская рисованная анимация. Ею отдельно друг от друга занимались различные команды, наиболее известная из которых — группа режиссёра-документалиста Дзиги Вертова. Вертов — автор одного из первых советских мультипликационных фильмов «Советские игрушки» (1924, производство студии «Госкино»), в котором показан обжирающийся и морально разлагающийся буржуй, чьё брюхо, набитое несметным количеством денег, вспарывает «кентавр», состоявший из крестьянина и рабочего. Фильм оканчивается примечательным финалом: появляется красноармеец, и все пролетарии образовывают «новогоднюю ёлку», на которой в виде игрушек повисли враги советского общества — фигурки «классово чуждых элементов» — попа, буржуя-нэпмана и т. д.


На смену активно развивающейся в 1920-30-х годах мультипликации, рассчитанной на взрослую аудиторию (в основном, социально-политического агитационного характера), пришёл основанный в 1936 году «Союздетмультфильм», позже переименованный в «Союзмультфильм». Студия была создана по аналогии с известнейшей уже на тот момент корпорацией Макса Флейшера и Уолта Диснея, работавшей в технике рисованной анимации. Она объединила различные мастерские (мультмастерские «Межрабпромфильма» и «Мосфильма») на базе мультстудии Главного управления кинофотопромышленности. Первый мультфильм, вышедший на киностудии, назывался «В Африке жарко». А в 1937 году, через год после открытия киностудии, появились первые цветные мультфильмы.


Техника рисованной анимации вплоть до 2016 года занимала 70% всех остальных мультипликационных техник. Кукольные фильмы появились позже, и лишь в 1953 году было организовано «Объединение кукольных фильмов». Производство состояло из нескольких трудоёмких этапов и требовало огромного количества людей.

Рисованный мультфильм, снятый в классической технике «Союзмультфильма», был двухслойным. Снизу находился изображённый на бумаге фон. Сверху на него накладывали персонажей, нарисованных на прозрачной плёнке — целлулоиде.

После утверждения сценария и образов персонажей создавалась «черновая анимация». Она отрисовывалась на кальке, потом снималась на мультстанке на кинопленку, пленку проявляли и смотрели на монтажном столе, чтобы выявить неточности в мультипликате. После утверждения режиссером и главным аниматором качества черновой анимации, переходили к чистовой работе.

Анимационных персонажей и подвижные элементы сцены перерисовывали на целлулоид при помощи обычных туши и перьев, только в тушь добавляли немного сахара, чтобы тушь не скатывалась с целлюлоида. Потом контур, созданный тушью, закрашивался специальными красками, которые быстро сохли и не выцветали. Фоны рисовались отдельно , традиционно использовались материалы картон и гуашь или бумага и акварель. После перенесения мультипликата с кальки на целлулоид и создания фонов, анимацию вновь снимали на кинопленку, проявляли и монтировали. После этого мультфильм озвучивали и уже потом показывали на большом экране при помощи кинопроектора.

Изобретателем целлулоида в анимации считается Эрл Хурд , запатентовавший технологию в 1914 году. Первоначально изображения на целлулоиде выполнялись вручную. Контуры рисовались на передней стороне плёнки, а цвета наносились сзади, чтобы мазки не перекрывали линии. Позже, с 1960-х, контуры стали переносить с помощью элетрографии, а затем и цвета — с помощью анимационного фотокопирования (АФК). Всё это сделало производство анимации ещё эффективней, а АФК позволило создавать цветные контуры. Первый мультфильм, созданный с применением АФК — диснеевский «Чёрный котёл». «Русалочка» 1989 года — последний диснеевский мультфильм, использовавший целлулоиды (он же спас компанию от банкротства и открыл новую эру полнометражных лент в анимации). Следующие их фильмы уже создавались с применением компьютеров.

В советской анимации ручная рисовка на целлулоиде существовала гораздо дольше несмотря на активные эксперименты с техниками, начавшиеся в конце 1960-х. Секунда мультфильма состояла из 12 изображений героев в разных фазах движения. Даже для съёмок совсем короткой истории требовались тысячи рисунков. Например, для съёмки одного выпуска «Ну, погоди!» (9,5 минут) необходимо было 7500 листов целлулоидной плёнки. Но, как рабочий материал, целлулоиды, в основном, не сохранялись, а часто изображения смывались, чтобы потом использовать плёнку для будущих фильмов.

Сейчас этот трудоёмкий процесс (в «Союзмультфильме» существовали цеха, где десятки художников обводили контуры персонажей тушью и раскрашивали их) заменен компьютерными программами. Тем ценнее эскизы персонажей, оригиналы «черновой анимации», раскадровок, целлулоидов и фонов к ним, которые в небольшом количестве остались в наследиях известных режисёров, которые часто были и основными художниками-мультипликаторами своих творений. Нечасто эти уникальные предметы искусства оказываются на арт-рынке и могут быть приобретены не только коллекционерами, но и всеми любителями советской мультипликации и её истории. А при должном оформлении они станут и частью дизайна для детской комнаты, рабочего кабинета, библиотеки и даже гостиной.

На 11-м аукционе Галереи «Кварта» представлена уникальная коллекция рисованных эскизов и целлулоидов Валентина и Галины Караваевых к известнейшим мультипликационным фильмам В. Караваева «Возвращение блудного попугая» (1984) и «Последняя охота» (1982).

Каталог аукционных лотов: https://ru.bidspirit.com/ui/catalog/auction/quartagallery/7388/2?lang=ru