звоните: +7 495 204-207-8
e-mail: art@quartagallery.ru
Утром 2 октября 2010 года почти полностью обрушилась фреска «Народное гуляние в Киеве» (около 10 кв.м) в западном торце станции метро «Киевская» Арбатско-Покровской линии: грунтовые воды размыли металлоконструкции, и влага сильно повредила панно. Масштабные работы по его восстановлению велись с 2012 года и завершились 14 июня 2013 года. Реставрация проводилась художниками-реставраторами ООО «Творческие мастерские «Китеж» М. Симагиным и В. Ивановым. Позже ими же были отреставрированы все 24 живописных панно, украшающих станцию «Киевская». Планировалось «очистить (панно) от грязи, укрепить основание грунта фресок и их красочного слоя, заделать трещины, а также воссоздать утраченные фрагменты композиций и лепного декора».
После завершения реставрационных работ в 2016 году общество сразу же было взбудоражено спорами о качестве реставрации. Сначала возникли дискуссии о появившихся и исчезнувших элементах сюжетов на изображениях панно основного зала. Игра «найди 5-7-10 и т. д. отличий» стала чуть ли не самой популярной среди многочисленных критиков в интернете.
Самое пристальное внимание обратили на себя две фрески: «Украинский танец» и «Детский сад». В первой зрители заметили появившийся вместо традиционного украинского венка с лентами жёлтый платок, а во второй — нового мальчика в синей рубашке и лишнюю игрушку у ног женщины, а также изменение руки с погремушкой у ребёнка, который сидит на коленях матери. Представителям Метрополитена даже пришлось дать комментарии по поводу новых элементов отреставрированных панно дабы пресечь разговоры о якобы «деукранизации» сюжетов в угоду новым политическим реалиям российско-украинских отношений.
Справедливости ради надо действительно опровергнуть политическую подоплёку нововведений. Большое количество эскизов, сделанных Виктором Коноваловым, часть которых сохранились в семье художника, а также первые фотографии самих панно и станции из архивных документов, подтверждают тот факт, что первоначально часть изображений отличались от тех, что мы видим на фото дореставрационных работ 2012 года. Танцующая украинка на фотографиях до 1980-го года действительно предстает перед зрителем в платке, позже из-под платка появляются цветные украинские ленты, ещё позже платок и вовсе пропал. В новом современном варианте мы видим промежуточную версию: платок с лентами.
Что касается мальчика, то реставраторы утверждают, что он был, а потом исчез, а они его восстановили. В открытом доступе фотографии этой версии не нашлось, но мы склонны верить, ведь исчезновение персонажей уже происходило в истории фресок этой станции. На главном десятиметровом панно на старых фотографиях можно увидеть фигуру старика у основания памятника Богдану Хмельницкому, которую уже к 2010 году была записана. Девочка с цветами на переднем плане также претерпела изменения во времени ещё до последней реставрации (светлое платье стало красным, из волос исчезли банты). Такие «мистификации» объясняются неоднократными обновлениями и реставрациями всех панно в течение всего времени с момента создания по техническим причинам.
Вот фото главного панно в первоначальном виде, перед реставрацией 2012 года (фрагменты) и сейчас (фрагмент и полный размер):
Впрочем, многие мелкие детали можно объяснить и стремлением современных художников улучшить или оставить что-то своё в известных работах старых мастеров. Например, высунутый язык бычка, который сегодня пытается лизнуть бидон, явно отсутствовал в первоначальном варианте.
Но не эти очевидные изменения являются причиной многочисленных замечаний о том, что оригинальные работы после реставрации потеряли свою свежесть и красоту несмотря на новый блеск, яркость и красочность.
Если мы сравним первоначальный эскиз Виктора Коновалова с первоначальным же им созданным панно «Народные промыслы», то увидим, что многие элементы рисунка не вошли в окончательную версию. Это и посуда, которая стала другой, и её расположение, и декоративный фон, богато и живописно оформляющий основную композицию, —настоящий интерьер гончарной мастерской. Фигуры девушек утратили свою живость и непосредственность, а рушник в руках у левой мастерицы из живого мягкого и струящегося полотна превратился в расписное полотенце, перекликающееся с орнаментом рубашек, что подчеркивает национальный характер изображаемого сюжета.
Итак, женские фигуры статичны, их позы условны, фон «освобожден» от лишнего декора. Первоначальный лирический эскиз художника предстает необходимым монументальному жанру сухой схематичной композицией. В то же время сохраняется чистота и естественность цветов и оттенков, присущие эпохе индивидуальность героев и общая торжественность всего действия.
Теперь посмотрим на это «свежее» панно после недавней реставрации. Первое, что обращает на себя внимание, это изменившиеся до неузнаваемости лица девушек. Широкое светлое спокойное лицо правой приобрело нездоровый румянец и как-то сузилось, словно подражая современным моделям с подиумов. У её подруги тоже ярко нарумяненные скулы (впрочем персонажи всех фресок словно вышли из салона декоративного макияжа), дикий взгляд и почти неприличный ярко-алый тон помады на сжатых (конкуренция, ревность?) губах. И те же безумные вызывающие оттенки пурпурно-красного в одежде, многоцветная роспись керамической посуды в противовес терракотово-охристой сдержанности первоначальной гаммы. Словно приглушенные тона мягкой обоженной глины заменили веселенькими городецкими росписями.
Словно исчез Коновалов, исчезли фрески 1953 года, а на их место «повесили» новенькие картинки в стиле «пин-ап». И именно в этом, а не в «лишних» яблоках и хлопковых цветочках проблема реставрации 2000-х. Ведь даже несмотря на возможную необходимость записывать или переписывать некоторые элементы и даже целые фигуры, реставраторы прошлого старались сохранить первоначальный художественный замысел, отразивший настроение и стиль своего времени, что, к сожалению, не удалось современным художникам.
Оригинальные эскизы к монументальным росписям Виктора Коновалова вы можете посмотреть и приобрести на нашем сайте:
https://www.quartagallery.ru/konovalov-viktor/