Необычная судьба тверской художницы Наталии Пономаревой

26-07-2020
by Quarta Gallery
Наталия Юрьевна Пономарева родилась в 1957 в Калинине (Твери), с 1963 по 1968 жила в Париже, так как отец был корреспондентом ТАСС. В 1969 году он разбился в автокатастрофе в Республике Конго. После 9 класса поступила в Абрамцевское художественно-промышленное училище, где проучилась 1,5 года, затем перевелась в Калининское художественное училище им. А. Г. Венецианова (ныне — Тверское). Параллельно работала художником-оформителем в Калининском (ныне Тверском) Театре кукол. Там Наталия встретила Сергея Чивикова, будущего иконописца, священника и мужа. Вместе они, будучи студентами-хиппи, познакомились в конце 1970-х с Александром Огородниковым, интеллектуалом-философом, который организовал недалеко от Калинина (Твери) молодежно-философский семинар, посвященный изучению христианства. Наталия и Сергей стали его учениками, а, когда Огородникова арестовали и посадили за тунеядство на два года (а позже за антисоветскую пропаганду на семь лет), их вместе с другими студентами училища, последователями Огородникова, объявили сектантами. Наталие дали доучиться, а Сергею пришлось уйти. После этого они переехали в Селижарово, где постепенно обосновались. В новое время, после распада СССР, Сергей стал сначала иконописцем, а потом настоятелем прихода в с. Погост Голенково и в Селижарово. Наталия же, в основном, занималась семьей, воспитывая восемь кровных и двоих приемных детей, помогая мужу в храмах. В свободное время, которого было немного, «матушка Наталия» посвящала живописи, сюжетом которой стало родное Голенково и жизнь его обитателей. В 2018 году состоялась первая персональная выставка Н. Ю. Пономаревой в Санкт-Петербурге, в Галерее «Борей». Многие работы художницы находятся в частных собраниях в России и за рубежом. Маслом на небольших картонках и бумаге, редко на холсте, запечатлевает Наталия неторопливую жизнь своего села. Работы её «наивны», но в отличие от многих похожих по стилю работ самобытных художников, есть в них особая искренность, можно сказать «настоящность» чувств и переживаний. Это и в особых цветовых сочетаниях, и в еле уловимых выражениях лиц героев её сюжетов, и в простоте композиций, которые так ловко передают радости морозного дня, тихого сельского вечера, разговоров у ночного костра, отдыха в полуденный зной. В творчестве художницы нет места сомнениям и драме, только покой и благодарность судьбе и богу, отражением которых стали бесхитростные, но в то же время «глубокие» пейзажи и жанровые сцены. https://ru.bidspirit.com/ui/catalog/auction/quartagallery/10867/1?lang=ru — работы Наталии Пономаревой на аукционе Галереи «Кварта» 11 августа 2010 года https://www.tvereparhia.ru/sources-root/publications/obshchestvo/golenkovo-pogost-i-ego-obitateli/ — интервью с Сергеем Чивиковым http://borey.ru/gallery/nataliya-ponomaryova-pogost-golenkovo-kartiny-matushki-natalii-zhivopis/ — выставка Наталии Пономаревой в Саект-Петербурге в 2018 году https://tver.bezformata.com/listnews/zabudem-pro-yuru-ponomareva/10655594/ — статья про отца Наталии Пономаревой журналиста Юрия Пономарева