Фотоискусство в России: истоки и развитие

04-08-2016
покупателя Quarta Gallery
Даггер

Прикладное значение фотографии на долгие годы стало препятствием для ее полноправного вступления в ряды признанных видов искусств. Одним из первых произведений, единогласно отнесенных именно к искусству, а не к механическому воспроизведению реальности, можно назвать работу английского фотографа Оскара Рейландера «Две дороги жизни» (1856), созданную в технике «композитной» фотографии. Чтобы воплотить свой масштабный замысел, Рейландеру понадобилось 32 негатива, 20 моделей и шесть недель работы. Как и многие до него, знаток живописи и опытный рисовальщик Рейландер стремился передать живописные приемы с помощью фотокамеры. И вплоть до начала 20-ого столетия фотография была тесно связана с живописью, используя наработанные веками приемы, жанры и видение. Отделению способствовали, в частности, художественные выставки, которые стали возникать на регулярной основе и позволили фотохудожникам встать в один ряд с живописцами.

Тем не менее, техническая история фотографии растянулась не менее чем на тысячелетие. Одним из первых феномен перевернутого изображения заметил арабский ученый Альгазен, пользовавшийся камерой обскура для наблюдения за солнечными затмениями. Ее же описывал великий Да Винчи, а многие художники эпохи Ренессанса пользовались замечательным изобретением для создания эскизов. Технологии 16-17 веков позволяли проецировать объект, но его фиксация на бумаге требовала художественных навыков. Первым, кому удалось закрепить изображение на пластине, покрытой битумом, был французский изобретатель Нисефор Ньепс. Занявшись литографией, изобретенной в 1796 году, Ньепс пришел к созданию первой гелиографии (рисунка светом), которая все еще требовала работы гравера, но точно воспроизводила реальный объект. Впоследствии Ньепс заключил договор с Луи Дагером, специалистом по театральным декорациям, и передал ему подробное описание своего метода, но не дожил до даты окончания контракта. Дагер продолжил собственные эксперименты, в результате которых получил «дагеротип»: латентное изображение на медной пластине, покрытой хлоридом серебра, и зафиксированное раствором соли. Практически параллельно происходит открытие фотографии в Англии, где Генри Фокс Талбот делает доклад о своей «калотипии», бумажном негативе, в Королевском Обществе. Размер фотографии определялся исключительно форматом камеры, стандартно 6 х 8 дюймов, и увеличить ни английский, ни французский негатив в тот момент не представлялось возможным.

В 1839 году, когда Луи Дагер официально заявил о создании «дагеротипа», Россия уже вовсю интересовалась удивительным новым изобретением. Действительный статский советник, академик Петербургской академии наук Иосиф Гамель направился сначала в Англию, где подробно ознакомился с калотипией Талбота и выслал отчет и пробные фотоснимки в Россию. Оттуда он выехал во Францию, где под руководством Дагера лично сделал несколько снимков. С этого момента фотография в России начинает свое стремительное развитие.


Оскар Рейландер «Две дороги жизни» 1856 Нисефор Ньепс Камера обскура Ньепса Луи Дагер

Уже к концу 19 века русские фотографы активно участвуют в международных выставках и салонах и часто становятся обладателями престижных наград, а русские изобретатели непрерывно работают над совершенствованием технического метода создания фотографии. Фактическим пионером фотографии в России был московский гравер Алексей Греков, открывший свой первый в Москве салон портретной фотографии в 1840 году. Он выпустил в свет брошюру с описанием метода создания современной фотографии, значительно удешевил дагеротипию, предложив наносить слой серебра на медные и латунные пластины с помощью гальванопластики и сделал ряд других нововведений, значительно облегчавших трудоемкий и порой весьма неприятный для клиента процесс фотографирования.

Огромный вклад в развитие русского фотоискусства внес Сергей Левицкий, служивший в канцелярии графа Строганова. Увлекшись фотографией, Левицкий посещал лекции в Сорбонне, где познакомился с Дагером. Впоследствии он внес немало новшеств в новый вид искусства: придумал камеру с мехами для удобства наводки на фокус, первым использовал декоративные сменные фоны и ретушь негативов. Его фотоателье в Петербурге представило на суд зрителей великолепную коллекцию портретов выдающихся личностей своего времени.

С приходом в фотоискусство цвета в 1861 году на авансцену выходит русский фотограф дома Романовых Сергей Михайлович Прокудин-Горский, подлинный практик цветной фотографии.В 1903 году Прокудин-Горский получает в свое распоряжение специальное оборудование для цветной фотосъемки, созданное лучшими немецкими компаниями. Его фотографии печатаются в форме открыток и книжных иллюстраций, а также проецируются на большой экран прямо с пластины. Первые подобные демонстрации в Петербурге и Москве в 1905 году вызывают стоячую овацию и бурный восторг у зрителей.

В 1887 году в России появляется журнал «Фотографический вестник» и приблизительно в это же время рождается жанр публицистического фоторепортажа. Первопроходцем жанра в России считается нижегородский мастер Максим Дмитриев. Блестящий фотограф, автор многочисленных крупноформатных работ в различных жанрах, Дмитриев обладал блестящей репутацией в Европе, но был часто критикуем на родине за «неуместность» объектов своего творчества. Дмитриев создал целую серию, посвященную голоду в Повольжье, посетил самые засушливые районы и запечатлел страдания людей и ежедневный героизм медсестер и врачей.

Начало 20 века рождает целую плеяду блестящих мастеров фотоискусства, среди которых был родоначальник российской фотожурналистики немец Карл Булла, невероятно популярный фотопортретист русской столицы (Санкт-Петербурга) и известных людей своего времени, первые военные фоторепортёры А.Иванов и Д.Никитин, фотограф-художник Анатолий Трапани, работавший в технике фотоофорта и многоцветного бромойля и один из первых выставивший фото обнаженной натуры, и многие другие. В начале XX века фотография все еще находится под сильным влиянием живописи, заимствуя у нее жанры и приемы. В частности, немалой популярностью в России начала прошлого века пользуются так называемые «крашенки», вручную раскрашенные фотографии.


А. Греков С.М.Прокудин-Горский «Самарканд» 1907 А.Трапани. Этюд 1915 Карл Булла «Извозчики» 1902

История советской фотографии формально начинает отсчет в 1931 году, с выставки сторонников авангардного конструктивизма группы «Октябрь», куда входили новаторы советской фотографии Павел Новицкий, Александр Родченко, Борис Игнатович и многие другие. Параллельно авангардистам возникает пролетарский клан замечательных фотохудожников, включая Якова Халипа, Семена Фридлянда, Макса Альперта, работавших в жанре реализма и стремившихся к созданию унитарного пролетарского фотостиля. В 1950-60е годы фоторепортаж становится самым ярким течением в советском фотоискусстве. В фокусе художественных объективов – проблемы социального неравенства и мгновения повседневной жизни. Ирония и слезы в жанровых сценах, романтика обыденного и желанная свобода, выраженная в детских портретах. Одним из самых известных фотожурналистов и фотохудожников того времени можно назвать классика советской фотографии Валерия Генде-Роте, автора знаменитого снимка Гагарина, отдающего рапорт Хрущеву и чарующих портретов Софи Лорен, посетившей СССР в 1960-е годы. Фотография шестидесятых, в целом, пронизана психологизмом, дышит любовью к человеку и отличается вниманием к деталям. Это работы Александра Виханского, Игоря Гневашева, Григория Дубинского и целой плеяды талантливых фотографов.

А.Родченко «Пионер» 1930 Я.Халип 1935 В. Генде-Роте «Доклад Гагарина» 1961 М.Голосовский «Качели» 1977

Дальнейшее развитие фотографии и в России, и в мире, вплоть до цифровой эры, знаменуется не только усилением реалистических тенденций, но и смелыми экспериментами, влиянием новых технологий и поиском художественных приемов, окончательно превращающих фотографию в отдельное художественное направление. Авторское видение, умение создать атмосферу и художественный замысел играют ключевую роль в создании произведений фотоискусства. Цифровая эпоха открывает невиданные доселе возможности для создания оригинальных снимков, превращает фотографию в «массовое» искусство, вытесняя пленочную технологию в сферу ретро-жанра.

И, тем не менее, фотография никогда не теряла своего прикладного значения. Семейные портреты и снимки, запечатлевающие каждодневные события, обладают не меньшей ценностью для их обладателей как в прошлом, так и в современном мире. А обилие технических возможностей и доступность фотографии позволяет еще более точно провести границу между фотоискусством и любительской фотографией. Произведения, создаваемые подлинными художниками от фотографии, становятся предметом коллекционирования и оригинальным элементом декора в современном интерьере наравне с графикой, плакатом и живописью.

Возможности фотографии в интерьере практически безграничны. Они создают нужный акцент и атмосферу, выражают индивидуальность владельца и подчеркивают достоинства обстановки. Художественная фотография балансирует на грани двух миров – реальности и фантазии. Она способна невероятно точно передать ваше внутреннее ощущение мира или подчеркнуть функциональность комнаты, при этом не теряя своей реалистичности и не нарушая равновесие интерьера. Фотография в интерьере не является обычным украшением, она пропитывает комнату особой энергией, придает ей утонченность и художественную значимость. Фотоискусство, как и живопись, заметно влияет на внутреннее состояние человека, соприкасающегося с ним ежедневно, и превращает жилище в подлинный оазис для души, ведь в современном мире уже никто не сомневается, что фотография – это искусство, способное вызывать пронзительные эмоции.