Группа «Движение». История русского кинетизма

24-12-2015
покупателя Quarta Gallery
Группа «Движение»

В сентябре 1962 пять молодых художников, которых возглавил 25-летний Лев Нусберг, основали группу «Движение». Первыми участниками были Ф. Инфантэ, А. Кривчиков, В. Акулинин, В. Щербаков, Р. Заневская, М. Дорохов. Движение трактовалось авторами как изменение, перемещение, взаимопроникновение, развитие, состояние всего, что движется и в биологическом, и в эстетическом смыслах. Важной стороной было синтезирование различных технических средств и форм искусства.

Лев Нусберг родился в 1937 году в Ташкенте. Его отец Вольдемар происходил из семьи немецких садоводов фон Нуссбергов, работал архитектором и строил новую жизнь в советском Туркестане. Но в 1938 году был осужден по статье «шпионаж в пользу иностранной державы». С конца 1940-х Лев с матерью, певицей и технологом Раисой Васильевной Беспаловой, перебираются в Ленинград. Внук В. Г. Перова, Роман Алексеевич, и другие сотрудники Русского музея были первыми, кто отметил талант юного Льва и определил его в Московскую Художественную Школу (МСХШ, 1951–1956).

Кибер-романтический кинетизм Нусберга сражался сразу на два фронта: за признание в советской культуре, и за законное место в мировом искусстве. В СССР группа внедряла мысль о якобы прикладном характере нового течения, способного украсить быт трудящихся страны, а в западной прессе «Движение» подавалось как авангард новой культуры, как новое мировоззрение.

«Мы дружили, все делили поровну, разбирали работы друг друга. Была интересная жизнь, хотя мы находились в полном одиночестве. Ничем подобным никто вокруг не занимался… До нас уже дошли отрывочные сведения о западном кинетизме – и мы приняли русский эквивалент этого термина: "Движение".» (Из интервью Франциско Инфантэ, члена группы «Движение»).

В 1963 году члены коллектива выставили на Московской выставке «Орнаменталисты» чертежи, гуаши и полотна, которые были окрашены исключительно на геометрической основе: ритмичные конфигурации, орнаментальные раппорты и линейные схемы с ярко выраженным кинетическим бестеневым эффектом. Общей чертой этих работ был интерес к аксиальной симметрии, которая, по утверждениям Нусберга, являлась одним из символов гармонии, регулирующим отношение человека к бесконечному. В 1963 году появились первые трехмерные кинетические объекты. Они были вывешены в зале, вращались и были освещены цветными проекторами. Чаще всего это были сферические конструкции, а также формы из металла, дерева и нейлоновых нитей.

Кинетисты жаждали преодолеть искусство реальных эстетических объектов и статических конструкций. Конструктивисты 20-х годов понимали движение не только как механическое движение, а также как форму восприятия времени и пространства, движение как универсальное положение. Отсюда возник тезис Нусберга, подтвержденный всей группой: «Я хочу работать с электромагнитными полями, со светящимися и пульсирующими концентрациями в пространстве, с различными движениями потоков газов и жидкостей, с зеркалами и оптическими эффектами, с изменениями тепла и запахов … и, конечно, с музыкой». В тексте программы 1965 года под названием «Что такое кинетизм?» Нусберг определяет кинетический синтез: «…мы требуем использования всех возможностей и средств, как технических, так и эстетических, физических и химических явлений, всех видов искусства, всех процессов и форм восприятия, а также вовлечение психических реакций и влияние различных сенсорных возможностей человека, в качестве средства художественного выражения».

Группа «Движение», состоявшая к середине 60-х из примерно 30 участников, включала, помимо художников, актеров, музыкантов,инженеров, физиков, специалистов в области электроники и психологов. В 1964-67 годах в России и за рубежом состоялись выставки группы. Синтезы, требуемые Нусбергом, осуществлялись, в основном, в сценических формах, предваряя модное в нынешнее время искусство «перфоманса». Сам Нусберг часто рассматривал кинетическое искусство как высшее выражение человеческого духа, как инструмент идеальной гармонии человека с миром и вселенной. «Искусство должноследовать принципу – в бесконечном хаосе этого мира создавать некое «убежище» для гармонии и равновесия». Эта идеалистическая эстетика отличается от большинства западных версий, которые гораздо более прагматичны и ориентированы на реальные социально закрепленные схемы мышления. Странная связь Нусберга, романтической утопии и идейного гуманизма с экспериментальными исследованиями кажется специфической русской чертой. Уже в 20-е годы на нём базировались теории Малевича, Татлина и некоторых представителей утопизма, молодых советских архитекторов группы А.С.Н.О.В.А.

В 1968-1972 годах возникают колоссальные урбанистические проекты будущей Киберстраны, предполагающие участие зрителей. Эскиз кинетического лабиринта 500 метров длиной 1966/67 годов был установлен лишь наполовину.Остальная часть реализации зависела от активности зрителей. Они должны были изменить представление, завершить или переделать его, и именно из индивидуальных и коллективных реакций на импульсы, которые передавались различными светокинетическими и электрическими аппаратами.

Несмотря на царившей в стране социалистический реализм, группе удавалось получать серьезные заказы, в частности, по оформлению промышленных выставок «Химия-70», «Стройматериалы-71» и другие. В 1967 году группа получила государственный заказ на оформление Ленинградак 50-летию Октябрьской революции, а на следующий год разрабатывала проект кинетической игровой среды «Остров цветов» на Черноморском побережье, после чего была официально закрыта. Ей удалось продержаться еще несколько лет. Однако, в 1976 году Нусберг эмигрировал из СССР, и с его отъездом группа распалась окончательно. В 1980 году в США он попытался воссоздать проект игровой бионо-кибернетической среды, но потерпел неудачу.

В 1972 году в Германии выходит лимитированное издание “Portfolio Gruppe Bewegung 1972”, часть работ из которого представлена в Галерее «Кварта». А чуть позже, в 1978 году, там же была издана книга, посвященная русским кинетистам.

Прошло уже около 50 лет со времени создания группы «Движение». Из-за гонений власти на участников «Движения» в 1970-е и междоусобиц в коллективе, до нас дошло мало информации о творчестве этой группы, которая оказалась более известной за рубежом, чем у себя на родине. Галерея «Кварта» предоставляет вам уникальный шанс познакомиться с искусством русских кинетистов, ставших достойными продолжателями русского конструктивизма и авангардизма 20-х годов и даже стать обладателем их творений.

http://www.quartagallery.ru/gruppa-dvizhenie/