Нужно ли искусство детям? Что говорит наука

29-05-2018
покупателя Quarta Gallery
искусство и дети

Когда мы идем в музей, то мы не задаемся вопросом «зачем?». Это является нашим внутренним бессознательным стремлением: кому-то важна эмоциональная составляющая, кто-то хочет получить эстетическое наслаждение, а другие — расширить границы мировоззрения и восприятия. Но, в любом случае, взрослые люди перед покупкой билета на ту или иную выставку не задумываются, а просто тянутся к прекрасному. Как будто это желание и стремление к так называемому «прекрасному» было заложено в нас изначально.

Многие необходимые навыки закладываются с детства — это не секрет. Когда ты ребенок, то тебе проще научиться кататься на велосипеде, запомнить танцевальную связку или изобразить свои мысли на листе бумаги. Восприятие окружающего мира совершенно иное: оно чище, ребенок открыт всему новому и нет лишних страхов.

Когда мы собираемся с ребенком в музей, то переживаем: а не будет ли ему скучно, может быть он еще слишком мал для этого? Стоит ли вообще вести его на экскурсию? Помимо очевидных причин, почему все-таки стоит прививать ребенку любовь к искусству, таких как культурное воспитание и эстетическое развитие, есть еще и научный подход. Стоит с легкостью отбросить все сомнения и идти за билетом, так как ученые уже ответили на главный вопрос: а в чем все-таки польза?

Во-первых, развивается пространственно-визуальное мышление, то есть способность представлять образы и предметы в голове и «работать» с ними. Не стоит забывать, что познание мира должно происходить не только через тексты и цифры, но и через визуальное восприятие, таким образом дети учатся как интерпретировать, анализировать, критиковать и использовать визуальную информацию, чтобы позднее делать выбор на этой основе. По этой причине также важно не ограничивать стремления ребенка к рисованию или, например, лепке и иным формам самовыражения и не уводить детей с раннего возраста в академическую степь, а позволить им на раннем этапе развиваться и самовыражаться так, как комфортнее им, не ограничивая их фантазию.

Еще одним преимуществом является навык концентрации. Зачастую, детям в силу своей неуемной энергии сложнее сфокусироваться на чем-то одном, а если им неинтересно происходящее, то они даже не станут тратить на это свое время. Поэтому очень легко отличить хорошего детского экскурсовода в музее: он обладает особым талантом увлекать детей в этот мир искусства так, что они могут подолгу рассматривать картину или скульптуру: их завораживает происходящее, воображение в их голове рисует целые вселенные. С одной стороны, в этот момент очень активно работает правое полушарие, развивая творческое мышление, но, одновременно с этим идет восприятие слов рассказчика, что подключает левое полушарие, тем самым происходит погружение ребенка в единство чувств и мыслей, раскрывая его бесконечный творческий потенциал.

Более того, проводились нейрофизиологические исследования, чтобы выяснить влияние произведений искусства на человека. В одном из таких исследований было определено, что когда мы смотрим на картины (исследования проводились с участием работ Моне, Боттичелли и Леонардо да Винчи), то в мозгу активизируются участки, которые ассоциируются у нас с любовью, вызывая всплеск дофамина, тем самым мы чувствуем себя счастливо и комфортно. Это позволяет развить чувственное восприятие детей, по-разному выражать свои эмоции, а также может разрешить некоторые проблемы, связанные с изменением поведения, если они имеются.

При правильной подаче, после выставки или экскурсии, дети задают множество вопросов, связанных с одной работой или с увиденным в целом, тем самым у них формируется исследовательский навык, возникает стремление к познанию, через искусство им передается целая система взглядов и навыков мышления, что в дальнейшем они применяют в различных сферах жизни.

И все-таки, не стоит к этому относится слишком серьезно, а скорее превратить это в некоторую игру, которая бы занимала, как взрослых, так и детей. Ведь искусство это, в первую очередь, — о свободе и красоте, оно, как неиссякаемый источник, созданный для того, чтобы мы могли пережить нечто совсем неизвестное нам ранее, окунуться в новый мир и черпать вдохновение.