Жемчужина деревянной архитектуры русского севера

05-06-2020
покупателя Quarta Gallery

Жемчужиной русского деревянного зодчества, уникальнейшим памятником древнерусской архитектуры называют Храм Рождества Иоанна Предтечи в Ширково, и этому есть все основания. Можно представить, что в ХVII веке ярусный тип храма, блестящий образец которого мы видим в Ширкове, был довольно распространён в Верхневолжье, некоторые исследователи считают что храмов подобного типа было достаточно много, но тем не менее, только о существовании всего трёх церквей подобного типа говорят дошедшие до нас изображения, и только одна из них сохранилась.

Одно из них — старинная икона Нила Столобенского, где преподобный изображён с основанной им обителью, мы видим церковь, удивительно похожую на Иоанно-Предтеченскую. Второе изображение — рисунок церкви в Торжке голландского путешественника, политика, предпринимателя, картографа и бургомистра Амстердама (с 1682 по 1706 год) Николая Витсена (1641 — 1717). Последний посетил Торжок в январе 1665 года в составе свиты голландского посла Якоба Борейля, который с сентября 1664 г. по август 1665 г. совершил поездку в Московию. Витсен увидел Россию от Пскова до Москвы. Путешествие, предпринятое, как он сам писал в дневнике, «для удовлетворения своего любопытства», произвело на 23-летнего Николааса неизгладимое впечатление и во многом определило направление дальнейших исследований Витсена. Находясь в составе посольства, Витсен систематически вел дневник, делал заметки, зарисовки видов Москвы, Новгорода, Пскова и многих примечательных зданий. Его дневник изобилует множеством географических названий и интересным этнографическим материалом. Витсен уделяет особое внимание вопросам церковного культа и монастырского быта, тщательно описывает особенности жизни, нравы и обычаи не только русских, но и других народов, с которыми встречался во время путешествия. В целом «Путешествие в Московию» дает яркую, живую, хотя и не всегда беспристрастную, картину тогдашней России, увиденной глазами иностранца:

«8—11 января (1665 г.). Торжок.

В городке живут воевода, дьяк и писцы, имеется 1 или 2 часовни, больше ничего особенного нет; почти все церкви деревянные. Там видна башня странного строения [это церковь], которую я зарисовал; есть здесь и женский монастырь.

Любопытство привело меня в дом купца, куда я был приглашен на обед. Хозяйка приветствовала меня кубком пива, зачерпнув его из большого ковша, причем остатки из кубков выливались обратно в ковш, что было весьма неаппетитно. Стол накрыли грязноватой скатертью сами хозяин и его сын, хотя это важные люди, у которых в изобилии были холопы и слуги. Для каждого из нас была положена груда толстых ломтей хлеба всех сортов и деревянная ложка. Первым блюдом были засахаренные сливы и огурцы, на второе подали курицу в бачке, на третье — кусок свинины с уксусным соусом, который они ели ложками. Четвертое — какая-то странная жидкость, которую тоже едят ложками. Пятое — паштет из мяса, с луком, чесноком и т.д. Как мы сели, так нас и оставили сидеть. Очень просты были они со своими слугами. Кроме нас было еще двое русских гостей; ох, как же некрасиво они едят! Не молятся, а только крестятся; сидят хуже, чем самый неотесанный наш крестьянин. Во время обеда пришел сынок хозяина и приветствовал нас рукопожатием и поклоном; чем крепче ударяют по рукам, тем, значит, серьезнее. Этот поднес каждому из нас по чарке водки и продолжал стоять, склонясь до земли, пока они не опорожнились. Затем хозяин вызвал жену, которая также поклонилась каждому из нас и поднесла по кубку водки, после чего сразу, не говоря ни слова, опять ушла. При первом выходе хозяйка сказала: "Приглашаю вас на хлеб-соль". Одета она была богато: шапка вышита золотом и жемчугом. Привезли нас домой в санях купца, а на следующий день я также угостил их.»

Ширково, или Ширков погост в конце XIX века стал одним из крупных культовых центров на озере Вселуг. Здесь издревле существовало языческое капище. Позднее, по преданию, в знак победы Александра Невского в XIII веке над литовцами на том месте, где был разгромлен враг, построена церковь. Другое предание говорит о том, что в давние времена торговые люди шли по этим местам из Новгорода и несли с собой две иконы Иоанна Предтечи. Остановились на высоком берегу на отдых. А когда собрались продолжить путь, то не смогли поднять иконы и оставили их на этом удивительно красивом месте, где братья Ширковы и возвели церковь.

По метрике, составленной священником Ширковской церкви С. Ильинским к вопроснику, предложенному Императорской Археологической комиссией Академии художеств в 80-х годах XIX века, на основании клировых ведомостей, не дошедших до нас, церковь датируется 1694 годом и является самым интересным образцом деревянных ярусных церквей типа «четверик на четверике». Строили церковь на берегу реки Волги, но сегодня храм стоит на озере. Храм строили на берегу протоки, которая в старинные времена была главным торговым путем между Новгородом и центром России. Но в 1943 году уровень воды на плотине Верхневолжских озер поднялся, и воды Вселуга добрались до холма, на котором стоит Ширков Погост.

Строился храм по самым высоким технологиям 16 века. На севере подобные постройки устанавливались не на фундаменте, потому что земля из-за климата промерзает глубоко, а на большие валуны. Это образует между землей и полом подклет с воздушной прослойкой, из-за чего тепло удерживается, а фундамент «не плывет». При возведении стен использовались бревна необычной толщины – до 70 сантиметров. В результате деревянная церковь была построена без единого гвоздя ввиду дефицита железа по принципу «четверик на четверике» и завершается восьмискатными кровлями. Высота церкви — около 45 м, что на несколько метров выше «оригинальной» Преображенской церкви в Карелии в Кижах.

Фото 1890 — 1895 гг

Фото 1930 — 1939 гг.

Еще в 1887 году писалось, что «по части pyccкогo зодчества наружность церкви представляет редкость и интерес».

«Основной четверик церкви, поставленный на высокий подклет, покрыт на восемь скатов. Над ним возвышается второй, меньший четверик, с такой же крутой восьмискатной кровлей, несущей, в свою очередь, третий, еще меньший четверик, покрытый, как и два нижних, и увенчанный большой главкой на круглой шее. Высота церкви с крестом 45 метров, размер клети сруба в осях — 11,5 х 11,5 метров. Композиция Иоанно-Предтеченской церкви, особенно ее первого яруса, необычайно живописна. Насыщенный светотенью, с мощными выносами бревенчатых консолей галереи, низ церкви создает впечатление могучей конструктивной напряженности. Горизонтальные членения галереи подчеркивают редкую по силе устремленность ввысь последующих ярусов, решенных по сравннию с живописным первым ярусом более плоскостно, как бы графично. Контрастность эта не случайна. Вызываемый ею эффект восприятия памятника строго рассчитан и в решении частностей, и в общем объемно-пространственном решении памятника. Если первые два этажа его, выполненные из толстых бревен, соединены способом «в обло с остатком», то верхние из более тонкого леса — «в лапу», и их угловые стыки тщательно заглажены. Галерея опоясывает основной объем памятника с запада, севера и юга, опирается на мощные, трехметрового выноса, консоли. С запада вынос галереи больший (5 метров) в сравнении с другими сторонами. Здесь помимо консолей галерею поддерживают и массивные столбы, являющиеся одновременно и конструктивными опорами крыльца.» (www.ruslib.ru)

За время cвоегo существования деревянная церковь подверглась неоднократным ремонтам и дополнениям. В 30-40-х годах XIX века с западной стороны по цептральной оси церкви была пристроена колокольня (при этом было снесено оригинальное крыльцо), которая в 1991 году была снесена ураганом. В конце XIX столетия в результате «благолепных поновлений» пластичность деревянных венцов была скрыта под унылой тесовой обшивкой, а осиновый купол заменен жестяным покрытием, о чем свидетельствует надпись на доске, установленной в храме: «1876 года мая 13 дня... обшился сей Святый Храм при местном притче: Иерей Глеб Соколов, Диакон Михаил Соловьев, Дьячек Дмитрий Постников и пономарь Федор Голубев.»

В начале XX века состояние церкви было удручающим: стало неудобно и тесно, не было печи. Да и приход увеличился почти до трех тысяч человек. В 1903 гoдy церковь была впервые обмерена академиком архитектуры В.А. Щуко и архитекторами Л.Л. Шретером и Н.Е. Лансере. Она была признана архитектурном достоянием России, но оказалась маленькой для местных жителей, и в том же году было получено разрешение на строительство каменной церкви Рождества Иоанна Предтечи, которая была возведена в 1911 — 1913 годах на средства прихожан в 100 метрах от деревянной церкви. Храм был рассчитан на 1400 человек. Церковь имела 5 медных колоколов общим весом около 400 пудов. Полы в церкви выстланы чугунными плитами с рельефным рисунком вазонов. Архитектор А.П. Федоров спроектировал храм в псевдорусском стиле. Храм имеет 3 престола: Рождества Иоанна Предтечи, Рождества Христова и Богоявления. В настоящее время эта церковь действующая. В южной части солеи — плита с поминальной надписью князя И.П. Гагарина и княгини М.П. Гагариной, датированная 1702 годом.

Необходимость в деревянной церкви отпала, поэтому власть хотела продать ее под снос, а на вырученные деньги улучшить новый. Тогда встревоженные местные жители предприняли попытку сохранить наследие: в апреле того же года священнослужитель Илья Ильинский и диакон Михаил Голубев отправили в Императорскую Археологическую комиссию прошение с подписью еще двадцати двух уполномоченных прихода ширковской церкви. В письме говорилось: «Продать ее под снос – невозможно. Это было бы непростительным грехом по отношению к такому памятнику старины». И церковь оставили.

В 1920-1930-е годы деревянный Иоанно-Предтеченский храм пустовал и не ремонтировался. В 1930 году в Волговерховье отправилась экспедиция под руководством исследователя древнерусского искусства и архитектуры Петра Дмитриевича Барановского. Производили обследование, обмер и фотофиксацию церквей Новосоловецкой пустыни, Осташкова, Троицкого Селижарова монастыря и деревянного ширковского храма.

Много позже, в 1978 году, Петр Дмит­риевич рассказал о нем писателю В. А. Чивилихину:

«— На селигерском Столобенском острове стоял храм без крыши в обычном понимании, без куполов и шатра, без «бочек» и «лемеха»! Другой храм этого типа, как я предполагаю, был некогда в Торжке, а третий пока существует в реальности, если не сгорел или не сгнил, я там давно не был.

— Где? — встрепенулся я.

— На озере Вселуг, в Ширковом погосте… Последний и единственный памятник неповторимого тверского архитектурного, можно сказать, стиля XVII века! Когда я его обмерял в 1930 году, он уже был в полуразрушенном состоянии. Ему скоро триста лет.<…> Необычная, простая на первый взгляд, но на самом деле очень сложная конструкция его покрытия надежно защищала основное здание — дожди и снега скатывались, как с гусиных крыльев. Разъять крышу на двадцать четыре крыла, вынести всю ее площадь наружу и разместить по вертикали мог только гениальный зодчий и строитель! <…> И самое поразительное — сооружению невиданной конструкции была придана красота, гармония. <…> Как я горюю, что уже никогда больше не увижу это диво дивное… <…> Как это чудо уцелело — не знаю и не понимаю!..Такая там жалкая деревенька на отшибе, такой бедный приход…

— Может, памятник сохранился именно потому, что стоял на отшибе? — предположил я.

— Все может быть».

Барановский ещё в 1930-е обратил внимание общественности на древний памятник, но вскоре началась Великая Отечественная война.

В 1940-е годы церковь впервые столкнулась с прямой угрозой уничтожения. Ширково находилось в непосредственной близости к линии фронта (здесь, на ржевском направлении, шли тяжелейшие бои), а потом попало в зону оккупации. К середине октября 1941 года почти все села, деревни и хутора Пеновсого района были оккупированы немцами. Фашисты устроили в подклете храма своего рода тюрьму для военнопленных. Содержались здесь и местные жители, подозреваемые в связях с партизанами. Словом, у деревянной церкви были все шансы на то, чтобы в эти годы окончить своё существование. И, кстати, И. Э. Грабарь, подготавливая незадолго до смерти переиздание своей многотомной «Истории русского искусства», писал об Иоанно-Предтеченском храме в прошедшем времени. Он был уверен, что церковь погибла:

«Кроме высоких шатровых храмов, известен и другой тип церквей‑башен, где постепенно уменьшающиеся в своих размерах срубы ставились один на другой в несколько ярусов. Относительно времени появления первых церквей этого типа нельзя сказать ничего определенного, но известно, что в конце XVI века (в 1595 году) в Ниловой Столобенской пустыни была построена ярусная церковь. <…> Это было высокое здание, состоявшее из трех поставленных один на другой срубов, покрытых восьмискатными крышами, наподобие тех, какими с XIV века покрывались каменные храмы Новгорода и Пскова. Верхний сруб этой церкви был увенчан главой на круглой шее; с востока и запада к средней части церкви примыкали обычные прирубы алтаря и притвора (или даже трапезной). Возможно, что это был местный тип храма».

К счастью, Грабарь ошибался. К 60-м rодам ХХ столетия с запустением вceгo Ширкова погоста деревянная церковь пришла в аварийное состояние. Прогнили нижние венцы сруба, из-за протечек в кровле обветшали и прогнили углы четвериков, почти полностью была утрачена главка церкви. Существовавшее вокруг церкви кладбище было закрыто. Кирпичные столбы с ажурным кованым ограждением утрачены. В 1960 году она была детально обследована доктором архитектуры А. В. Ополовниковым, и под его же руководством был разработан проект реставрации и восстановления первоначального её облика. Реставрационные работы на средства Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры были выполнены в 1974 — 1977 годах Осташковским реставрационным участком Тверской области реставрационной мастерской. В ходе этой реставрации покрытие главы храма осиновым лемехом восстановлено.

Долгое время храм был закрыт, и попасть внутрь не представлялось возможным. Он был заперт и не функционировал ни как музей, ни как богослужебное помещение. В 2016 году накуполе уникального четырехъярусного памятника деревянной архитектуры установили крест, снесенный ураганом 1991 года, а в храме после более чем 100-летнего перерыва возобновили богослужения.

К сожалению, нам не удалось побывать внутри ни одной из двух церквей, обе были закрыты, но это станет хорошим поводом вернуться.