Жемчужина деревянной архитектуры русского севера

05-06-2020
by Quarta Gallery

Жемчужиной русского деревянного зодчества, уникальнейшим памятником древнерусской архитектуры называют Храм Рождества Иоанна Предтечи в Ширково, и этому есть все основания. Можно представить, что в ХVII веке ярусный тип храма, блестящий образец которого мы видим в Ширкове, был довольно распространён в Верхневолжье, некоторые исследователи считают что храмов подобного типа было достаточно много, но тем не менее, только о существовании всего трёх церквей подобного типа говорят дошедшие до нас изображения, и только одна из них сохранилась.

Одно из них — старинная икона Нила Столобенского, где преподобный изображён с основанной им обителью, мы видим церковь, удивительно похожую на Иоанно-Предтеченскую. Второе изображение — рисунок церкви в Торжке голландского путешественника, политика, предпринимателя, картографа и бургомистра Амстердама (с 1682 по 1706 год) Николая Витсена (1641 — 1717). Последний посетил Торжок в январе 1665 года в составе свиты голландского посла Якоба Борейля, который с сентября 1664 г. по август 1665 г. совершил поездку в Московию. Витсен увидел Россию от Пскова до Москвы. Путешествие, предпринятое, как он сам писал в дневнике, «для удовлетворения своего любопытства», произвело на 23-летнего Николааса неизгладимое впечатление и во многом определило направление дальнейших исследований Витсена. Находясь в составе посольства, Витсен систематически вел дневник, делал заметки, зарисовки видов Москвы, Новгорода, Пскова и многих примечательных зданий. Его дневник изобилует множеством географических названий и интересным этнографическим материалом. Витсен уделяет особое внимание вопросам церковного культа и монастырского быта, тщательно описывает особенности жизни, нравы и обычаи не только русских, но и других народов, с которыми встречался во время путешествия. В целом «Путешествие в Московию» дает яркую, живую, хотя и не всегда беспристрастную, картину тогдашней России, увиденной глазами иностранца:

«8—11 января (1665 г.). Торжок.

В городке живут воевода, дьяк и писцы, имеется 1 или 2 часовни, больше ничего особенного нет; почти все церкви деревянные. Там видна башня странного строения [это церковь], которую я зарисовал; есть здесь и женский монастырь.

Любопытство привело меня в дом купца, куда я был приглашен на обед. Хозяйка приветствовала меня кубком пива, зачерпнув его из большого ковша, причем остатки из кубков выливались обратно в ковш, что было весьма неаппетитно. Стол накрыли грязноватой скатертью сами хозяин и его сын, хотя это важные люди, у которых в изобилии были холопы и слуги. Для каждого из нас была положена груда толстых ломтей хлеба всех сортов и деревянная ложка. Первым блюдом были засахаренные сливы и огурцы, на второе подали курицу в бачке, на третье — кусок свинины с уксусным соусом, который они ели ложками. Четвертое — какая-то странная жидкость, которую тоже едят ложками. Пятое — паштет из мяса, с луком, чесноком и т.д. Как мы сели, так нас и оставили сидеть. Очень просты были они со своими слугами. Кроме нас было еще двое русских гостей; ох, как же некрасиво они едят! Не молятся, а только крестятся; сидят хуже, чем самый неотесанный наш крестьянин. Во время обеда пришел сынок хозяина и приветствовал нас рукопожатием и поклоном; чем крепче ударяют по рукам, тем, значит, серьезнее. Этот поднес каждому из нас по чарке водки и продолжал стоять, склонясь до земли, пока они не опорожнились. Затем хозяин вызвал жену, которая также поклонилась каждому из нас и поднесла по кубку водки, после чего сразу, не говоря ни слова, опять ушла. При первом выходе хозяйка сказала: "Приглашаю вас на хлеб-соль". Одета она была богато: шапка вышита золотом и жемчугом. Привезли нас домой в санях купца, а на следующий день я также угостил их.»

Ширково, или Ширков погост в конце XIX века стал одним из крупных культовых центров на озере Вселуг. Здесь издревле существовало языческое капище. Позднее, по преданию, в знак победы Александра Невского в XIII веке над литовцами на том месте, где был разгромлен враг, построена церковь. Другое предание говорит о том, что в давние времена торговые люди шли по этим местам из Новгорода и несли с собой две иконы Иоанна Предтечи. Остановились на высоком берегу на отдых. А когда собрались продолжить путь, то не смогли поднять иконы и оставили их на этом удивительно красивом месте, где братья Ширковы и возвели церковь.

По метрике, составленной священником Ширковской церкви С. Ильинским к вопроснику, предложенному Императорской Археологической комиссией Академии художеств в 80-х годах XIX века, на основании клировых ведомостей, не дошедших до нас, церковь датируется 1694 годом и является самым интересным образцом деревянных ярусных церквей типа «четверик на четверике». Строили церковь на берегу реки Волги, но сегодня храм стоит на озере. Храм строили на берегу протоки, которая в старинные времена была главным торговым путем между Новгородом и центром России. Но в 1943 году уровень воды на плотине Верхневолжских озер поднялся, и воды Вселуга добрались до холма, на котором стоит Ширков Погост.

Строился храм по самым высоким технологиям 16 века. На севере подобные постройки устанавливались не на фундаменте, потому что земля из-за климата промерзает глубоко, а на большие валуны. Это образует между землей и полом подклет с воздушной прослойкой, из-за чего тепло удерживается, а фундамент «не плывет». При возведении стен использовались бревна необычной толщины – до 70 сантиметров. В результате деревянная церковь была построена без единого гвоздя ввиду дефицита железа по принципу «четверик на четверике» и завершается восьмискатными кровлями. Высота церкви — около 45 м, что на несколько метров выше «оригинальной» Преображенской церкви в Карелии в Кижах.

Еще в 1887 году писалось, что «по части pyccкогo зодчества наружность церкви представляет редкость и интерес».

«Основной четверик церкви, поставленный на высокий подклет, покрыт на восемь скатов. Над ним возвышается второй, меньший четверик, с такой же крутой восьмискатной кровлей, несущей, в свою очередь, третий, еще меньший четверик, покрытый, как и два нижних, и увенчанный большой главкой на круглой шее. Высота церкви с крестом 45 метров, размер клети сруба в осях — 11,5 х 11,5 метров. Композиция Иоанно-Предтеченской церкви, особенно ее первого яруса, необычайно живописна. Насыщенный светотенью, с мощными выносами бревенчатых консолей галереи, низ церкви создает впечатление могучей конструктивной напряженности. Горизонтальные членения галереи подчеркивают редкую по силе устремленность ввысь последующих ярусов, решенных по сравннию с живописным первым ярусом более плоскостно, как бы графично. Контрастность эта не случайна. Вызываемый ею эффект восприятия памятника строго рассчитан и в решении частностей, и в общем объемно-пространственном решении памятника. Если первые два этажа его, выполненные из толстых бревен, соединены способом «в обло с остатком», то верхние из более тонкого леса — «в лапу», и их угловые стыки тщательно заглажены. Галерея опоясывает основной объем памятника с запада, севера и юга, опирается на мощные, трехметрового выноса, консоли. С запада вынос галереи больший (5 метров) в сравнении с другими сторонами. Здесь помимо консолей галерею поддерживают и массивные столбы, являющиеся одновременно и конструктивными опорами крыльца.» (www.ruslib.ru)

За время cвоегo существования деревянная церковь подверглась неоднократным ремонтам и дополнениям. В 30-40-х годах XIX века с западной стороны по цептральной оси церкви была пристроена колокольня (при этом было снесено оригинальное крыльцо), которая в 1991 году была снесена ураганом. В конце XIX столетия в результате «благолепных поновлений» пластичность деревянных венцов была скрыта под унылой тесовой обшивкой, а осиновый купол заменен жестяным покрытием, о чем свидетельствует надпись на доске, установленной в храме: «1876 года мая 13 дня... обшился сей Святый Храм при местном притче: Иерей Глеб Соколов, Диакон Михаил Соловьев, Дьячек Дмитрий Постников и пономарь Федор Голубев.»

В начале XX века состояние церкви было удручающим: стало неудобно и тесно, не было печи. Да и приход увеличился почти до трех тысяч человек. В 1903 гoдy церковь была впервые обмерена академиком архитектуры В.А. Щуко и архитекторами Л.Л. Шретером и Н.Е. Лансере. Она была признана архитектурном достоянием России, но оказалась маленькой для местных жителей, и в том же году было получено разрешение на строительство каменной церкви Рождества Иоанна Предтечи, которая была возведена в 1911 — 1913 годах на средства прихожан в 100 метрах от деревянной церкви. Храм был рассчитан на 1400 человек. Церковь имела 5 медных колоколов общим весом около 400 пудов. Полы в церкви выстланы чугунными плитами с рельефным рисунком вазонов. Архитектор А.П. Федоров спроектировал храм в псевдорусском стиле. Храм имеет 3 престола: Рождества Иоанна Предтечи, Рождества Христова и Богоявления. В настоящее время эта церковь действующая. В южной части солеи — плита с поминальной надписью князя И.П. Гагарина и княгини М.П. Гагариной, датированная 1702 годом.

Необходимость в деревянной церкви отпала, поэтому власть хотела продать ее под снос, а на вырученные деньги улучшить новый. Тогда встревоженные местные жители предприняли попытку сохранить наследие: в апреле того же года священнослужитель Илья Ильинский и диакон Михаил Голубев отправили в Императорскую Археологическую комиссию прошение с подписью еще двадцати двух уполномоченных прихода ширковской церкви. В письме говорилось: «Продать ее под снос – невозможно. Это было бы непростительным грехом по отношению к такому памятнику старины». И церковь оставили.

В 1920-1930-е годы деревянный Иоанно-Предтеченский храм пустовал и не ремонтировался. В 1930 году в Волговерховье отправилась экспедиция под руководством исследователя древнерусского искусства и архитектуры Петра Дмитриевича Барановского. Производили обследование, обмер и фотофиксацию церквей Новосоловецкой пустыни, Осташкова, Троицкого Селижарова монастыря и деревянного ширковского храма.

Много позже, в 1978 году, Петр Дмит­риевич рассказал о нем писателю В. А. Чивилихину:

«— На селигерском Столобенском острове стоял храм без крыши в обычном понимании, без куполов и шатра, без «бочек» и «лемеха»! Другой храм этого типа, как я предполагаю, был некогда в Торжке, а третий пока существует в реальности, если не сгорел или не сгнил, я там давно не был.

— Где? — встрепенулся я.

— На озере Вселуг, в Ширковом погосте… Последний и единственный памятник неповторимого тверского архитектурного, можно сказать, стиля XVII века! Когда я его обмерял в 1930 году, он уже был в полуразрушенном состоянии. Ему скоро триста лет.<…> Необычная, простая на первый взгляд, но на самом деле очень сложная конструкция его покрытия надежно защищала основное здание — дожди и снега скатывались, как с гусиных крыльев. Разъять крышу на двадцать четыре крыла, вынести всю ее площадь наружу и разместить по вертикали мог только гениальный зодчий и строитель! <…> И самое поразительное — сооружению невиданной конструкции была придана красота, гармония. <…> Как я горюю, что уже никогда больше не увижу это диво дивное… <…> Как это чудо уцелело — не знаю и не понимаю!..Такая там жалкая деревенька на отшибе, такой бедный приход…

— Может, памятник сохранился именно потому, что стоял на отшибе? — предположил я.

— Все может быть».

Барановский ещё в 1930-е обратил внимание общественности на древний памятник, но вскоре началась Великая Отечественная война.

В 1940-е годы церковь впервые столкнулась с прямой угрозой уничтожения. Ширково находилось в непосредственной близости к линии фронта (здесь, на ржевском направлении, шли тяжелейшие бои), а потом попало в зону оккупации. К середине октября 1941 года почти все села, деревни и хутора Пеновсого района были оккупированы немцами. Фашисты устроили в подклете храма своего рода тюрьму для военнопленных. Содержались здесь и местные жители, подозреваемые в связях с партизанами. Словом, у деревянной церкви были все шансы на то, чтобы в эти годы окончить своё существование. И, кстати, И. Э. Грабарь, подготавливая незадолго до смерти переиздание своей многотомной «Истории русского искусства», писал об Иоанно-Предтеченском храме в прошедшем времени. Он был уверен, что церковь погибла:

«Кроме высоких шатровых храмов, известен и другой тип церквей‑башен, где постепенно уменьшающиеся в своих размерах срубы ставились один на другой в несколько ярусов. Относительно времени появления первых церквей этого типа нельзя сказать ничего определенного, но известно, что в конце XVI века (в 1595 году) в Ниловой Столобенской пустыни была построена ярусная церковь. <…> Это было высокое здание, состоявшее из трех поставленных один на другой срубов, покрытых восьмискатными крышами, наподобие тех, какими с XIV века покрывались каменные храмы Новгорода и Пскова. Верхний сруб этой церкви был увенчан главой на круглой шее; с востока и запада к средней части церкви примыкали обычные прирубы алтаря и притвора (или даже трапезной). Возможно, что это был местный тип храма».

К счастью, Грабарь ошибался. К 60-м rодам ХХ столетия с запустением вceгo Ширкова погоста деревянная церковь пришла в аварийное состояние. Прогнили нижние венцы сруба, из-за протечек в кровле обветшали и прогнили углы четвериков, почти полностью была утрачена главка церкви. Существовавшее вокруг церкви кладбище было закрыто. Кирпичные столбы с ажурным кованым ограждением утрачены. В 1960 году она была детально обследована доктором архитектуры А. В. Ополовниковым, и под его же руководством был разработан проект реставрации и восстановления первоначального её облика. Реставрационные работы на средства Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры были выполнены в 1974 — 1977 годах Осташковским реставрационным участком Тверской области реставрационной мастерской. В ходе этой реставрации покрытие главы храма осиновым лемехом восстановлено.

Долгое время храм был закрыт, и попасть внутрь не представлялось возможным. Он был заперт и не функционировал ни как музей, ни как богослужебное помещение. В 2016 году на куполе уникального четырехъярусного памятника деревянной архитектуры установили крест, снесенный ураганом 1991 года, а в храме после более чем 100-летнего перерыва возобновили богослужения.

К сожалению, нам не удалось побывать внутри ни одной из двух церквей, обе были закрыты, но это станет хорошим поводом вернуться.

Первая народная галерея в Льялово

06-05-2020
by Quarta Gallery

6 февраля 1958 года в подмосковном селе Льялово рядом с известной усадьбой Морозова, которую в 1921 году посещал В. Ленин, а в 1947 проектировалась Сталинская дача, в торжественной обстановке открылась Первая сельская художественная галерея. Этому предшествовала выставка 25 июня 1957 года, организованная руководителем местного клуба, Анатолием Андреевичем Глебовым. Клуб в то время располагался в сельской церкви — Храме Рождества Пресвятой Богородицы (с 1992 г. возвращен Церкви).

Энергия Глебова и его дружба со многими художниками Московского Союза Художников способствовали тому, что по окончании выставки, где экспонировалось 96 работ сорока трех московских художников, клубу было подарено 24 картины. К 1958 году в коллекции клуба оказались «В Самарканде» С. Герасимова, «Река Кама — родина Чайковского» Н. Терпсихорова, «У Кремля» Б. Рыбченкова, «Гурзуф» Е. Зерновой, «Натюрморт с рыбой» А. Никича, «Зима» М. Володина, «Мартовская капель» А. Тутунова и многие другие работы известных советских мастеров.

К открытию Художественной галереи уже насчитывалось 62 картины, 50 графических и 20 скульптурных работ. В Льялово начали ездить именитые московские художники. Только в 1957 году было прочитано 13 лекций и организовано 8 выставок, при клубе были созданы библиотека, насчитывавшая 500 томов, и изостудия, которую посещали 40 человек — взрослые и дети.

Организацию постоянной Галереи взяли на себя заведующий клубом А. Глебов и группа художников — В. Басов, С. Бальзамов, А. Быков и М. Володин. На Открытие приехал Павел Александрович Радимов, один из старейших на тот момент художников Москвы, последний председатель Товарищества передвижников и первый председатель Ассоциации художников революционной России (АХРР).

В 1962 году настоящим энтузиастом по сохранению и развитию Льяловской галереи и детской изостудии при нём стал московский художник Дмитрий Федорович Чумаков, посвятившей этой работе всю свою жизнь. В 1980-м году небольшим тиражом в 1500 экземпляров вышел каталог картин галереи с фотографиями самых значимых работ коллекции (автор-составитель художник и искусствовед, член правления Московской организации Союза художников РСФСР, Владимир Иванович Костин).

Несмотря на все усилия организаторов и художников финансирование галереи было явно не достаточным для её процветания. Вот, что пишет в письме в бюро секции живописи МСХа ее хранитель Дмитрий Чумаков в 1986 году:

«Прошу оказать мне творческую помощь, так как я более 20 лет занимаюсь первой сельской народной галереей в с. Льялово. Несу всю ответственность за её сохранность, провожу реставрацию картин, два раза в неделю открываю её для посетителей. Субботу и воскресенье провожу с посетителями беседы и лекции, кроме того занимаюсь с детьми в изостудии, и всё это на общественных началах. Галерея находится на расстоянии 50 километров от Москвы. В связи с этим возникают материальные расходы».

В 1991 году Галерея прекратила своё существование. Долгое время картины экспонировались в помещении, которое не отвечало надлежащим требованиям хранения произведений искусства. Из-за допущенных ошибок некоторые работы получили значительные повреждения. Некоторые совсем не сохранились. Среди значимых утрат оказались полотна Н. Н. Горлова «Москва строится», Т. Г. Гапоненко «Доярка», Ю. П. Кугача «Матрос», В. Г. Цыплакова «Волга», замечательные работы известного мариниста И.Ф. Титова «Море» и «Морской пейзаж».

В 1998 г. по запросу администрации города Солнечногорска была проведена специальная экспертная оценка, значимости и сохранности коллекции, и с 2001 года усилиями музейно-выставочного центра «Путевой дворец» г. Солнечногорска 139 работ Первой сельской художественной галереи были отреставрированы, каталогизированы, а в 2015 году состоялась выставка знаменитого собрания.

Сохранившиеся и отреставрированные художественные произведения из первой народной сельской галереи можно увидеть, посетив постоянно действующую историко-краеведческую экспозицию «Мир русской провинции», а также на сменных художественных выставках в залах «Путевого дворца».

Среди известных живописных картин Льяловской коллекции сохранилась и картина её многолетнего хранителя Д. Ф. Чумакова «Весенние сумерки», а в нашей галерее вы можете приобрести его этюды и холсты 1960-х годов:

https://www.quartagallery.ru/chumakov-d./



Онлайн аукцион — практическая инструкция. Как принять участие?

29-02-2020
by Quarta Gallery

В последние несколько лет онлайн аукционы стали одним из наиболее популярных способов купить предметы коллекционирования на арт-рынке. Есть очевидные плюсы и минусы такого способа приобретения художественных произведений. Среди первых — отсутствие необходимости физически присутствовать на аукционе (ведь планы на день аукциона могут неожиданно измениться: траффик, погода, болезнь — всё может воспрепятствовать вашему посещению события), стартовые цены на лоты ниже, ведь затраты галереи или аукционного дома на проведение торгов существенно снижаются, среди минусов — отсутствие возможности посмотреть работу «живьём» и той самой атмосферы борьбы, которая является неотъемлемой частью торгов в зале. Тем не менее, борьба, и порой захватывающая, зачастую разворачивается и на экране вашего компьютера — и да, это ещё один плюс онлайн аукциона. Чтобы участвовать, вам нужен только любой из привычных гаджетов: ноутбук, смартфон, планшет с доступом в интернет, а сами вы можете находиться, где угодно.

Такой новый способ покупки искусства многих пугает, и, в первую очередь незнанием, как правильно сделать ставку и не ошибиться. На самом деле, это очень просто, и, чтобы развеять последние сомнения «участвовать или не участвовать», предлагаем подробную инструкцию, как легко и увлекательно участвовать в онлайн-аукционах.

В России самой активной и популярной платформой, где проходят онлайн аукционы почти всех известных и малоизвестных российских аукционных домов и галерей, является https://ru.bidspirit.com/ Здесь можно найти список и каталоги всех приближающихся и результаты прошедших аукционов, посмотреть все лоты, сделать ставки.

Зайдя на сайт, можно сразу зарегистрироваться и подписаться на рассылку новостей. В личном кабинете будут храниться все ваши «заметки» и приобретения. Далее вы можете просмотреть интересующие вас разделы или сразу «зайти» в интересующий вас аукцион.

Изучив каталог и решив выбрать лот, который вам понравился, нажмите «просмотр». Там будет вся информация о работе, художнике, условиях ставки (комиссия, таблица шагов, условия работы аукциона). Вы также можете запросить дополнительную информацию о лоте, нажав соответствующий линк и заполнив форму.

Приняв решение участвовать, нажимаете «ставка». Делая ставку, вы можете выставить «потолок» — высшую цену, до которой вы готовы торговаться в случае, если во время закрытия аукциона у вас не будет доступа к ресурсу (вы будете заняты, не сможете вовремя «прийти» к своему лоту, гаджеты будут выключены, зависнет интернет и т. д.). Торг всё равно начнётся со стартовой цены или с нижней ставки вашего возможного конкурента. Если конкурентов нет, то вы приобретаете желанный лот по стартовой цене. Если ваша цена перебита, вам тут же придет уведомление на электронную почту, и вы сможете принять решение о продолжении торга.

Нажимая «я согласен», вы принимаете условия аукционного дома/ галереи и должны послать запрос на участие в его торгах. Если вы ранее регистрировались на ресурсе, то просто входите в свой аккаунт, если нет, то для регистрации вам необходимо ввести свою почту, придумать пароль, а далее заполнить обязательные поля формы, которая автоматически появится. Делая первую ставку вам придет смс на указанный номер телефона для подтверждения. Все последующие ставки, которые вы решите сделать, будут делаться автоматически.

После подтверждения вашего участия в торгах аукционным домом/ галереей, ваша ставка будет принята.

В день/ час закрытия аукциона вы можете наблюдать за ходом торгов онлайн из любой точки мира и принимать решения о повышении вашей ставки или приобретении других лотов. По окончании торгов вам на почту придет информация о выигранных предметах. Связавшись с аукционным домом/ галереей, вы договариваетесь о способе оплаты и доставки ваших лотов. Всё! Желанная работа — в вашей коллекции!

Все лоты, приобретенные в Галерее «Кварта», могут быть оплачены в течение 5 дней, доставка осуществляется по всему миру (расчет стоимости производится индивидуально), доставка по Москве (в пределах МКАД) работ свыше 3000 руб — бесплатно. Каталог следующего аукциона:

https://ru.bidspirit.com/ui/catalog/auction/quartagallery/9281/1?lang=ru

Удачных торгов и выгодных приобретений!

История русской анимации и коллекционирование «истории» мультипликационных фильмов

23-08-2019
by Quarta Gallery

Не секрет, что современные мультипликационные фильмы создаются, в основном, с помощью компьютерных технологий, которые, как правило, имитируют те техники, которые уже существовали раньше. А традиционных техник в мультипликации достаточно много: рисованная, кукольная, техника перекладки, техника плоской марионетки, пластилиновая, техника сыпучих материалов.

История в гравюрах и литографиях уникального печатного издания «Революционная Москва: Третьему конгрессу Коммунистического Интернационала». 1921

20-08-2019
by Quarta Gallery

Коминтерн ( Коммунистический Интернационал или III Интернационал) — международная организация , объединявшая коммунистические различных стран, был основан 2 марта 1919 года по инициативе РКП (б) и её руководителя В. И. Ленина для развития и распространения идей революционного интернационального социализма — «союз рабочих всего мира, стремящихся к установлению Советской власти во всех странах».

Painting as a Gift

11-01-2019
by Quarta Gallery

“Painting as a gift” - that’s what we called the new section of our site, because lately more and more people are looking for something special as a gift, something that not only describes the donor as an interesting and non-standard person, but also leaves memory about him/ her for many years.

What happened to frescoes of Kievskaya Metro Station?

15-10-2018
by Quarta Gallery
Фрески на Киевской

Утром 2 октября 2010 года почти полностью обрушилась фреска «Народное гуляние в Киеве» (около 10 кв.м) в западном торце станции метро «Киевская» Арбатско-Покровской линии: грунтовые воды размыли металлоконструкции, и влага сильно повредила панно. Масштабные работы по его восстановлению велись с 2012 года и завершились 14 июня 2013 года. Реставрация проводилась художниками-реставраторами ООО «Творческие мастерские «Китеж» М. Симагиным и В. Ивановым. Позже ими же были отреставрированы все 24 живописных панно, украшающих станцию «Киевская». Планировалось «очистить (панно) от грязи, укрепить основание грунта фресок и их красочного слоя, заделать трещины, а также воссоздать утраченные фрагменты композиций и лепного декора».

Art and Children: what do the scientists say?

29-05-2018
by Quarta Gallery
искусство и дети

When we go to museum we don’t really think “why?”. This is our inner unconscious desire: for someone the emotional part is more important, someone wants to receive aesthetic pleasure, while others expand the boundaries of the world outlook and its perception. But adults don’t think before they buy tickets to this or that exhibition – they just do and it seems that their desire to be closer to “something beautiful” was inherent in them from the very beginning.

Everyone knows that many of the necessary skills are laid down from childhood, it is not a secret. When you are a child it’s easier to learn how to bike, to remember the dance band or to express yourself on the piece of paper. The perception of the entire world is completely different: pure, the child is open to anything new without extra fears.

The story of One Family in graphic art by Boris Bespalko. Kononenko Family

29-03-2018
by Quarta Gallery

The story of any country consists not only from events which we study at school and university or hear from the news. The history is formed from the cultural heritage, memories, photos and documents which were left by previous generations, and the most important, from human destinies. Sometimes even the story of the life of one family can tell what is left behind the pages of the textbook.

The head of Kononenko family was Alexandr Alexandrovich Kononenko, the last director of gymnasium in Novgorod-Seversk and the director of 7-years school. Alexander Alexandrovich was a respected citizen and the whole county knew him. His familly was big: his mother, wife, three children, three brothers and six sisters. Ther family was intelligent, close-knit, friendly; love and support always were priorities there. Almost all girls could finish the female gymnasium and had the right to be teachers in junior classes: in the diplomas it was written “the daughter of a nobleman”.

Theater artist Tamara Guseva. Devoted to the 100-th Anniversary

25-01-2018
by Quarta Gallery

When we go to the theater to enjoy the play we barely think about details: light, scenery, costumes, soundtracks. We base our opinion on our general perception where the conclusion is either we liked it or not. But any performance is a complex of professional’s work whose intentions are creating for the viewer an ideal picture of what is happening on the scene, without distraction from the very essence of the play.

One of these professional who created this “theatrical magic” was the artist Tamara Guseva. In 1945 Tamara Guseva entered the art department of the All-Union State Institute of Cinematography, where she studied under outstanding masters, such as Yuri Pimenov, Fedor Bogorodskiy, Gregory Schegal and many others. After graduating the institute, she became a theater designer. Tamara Guseva designed several dozens of plays by Russian, Soviet and foreign playwrights in Moscow and in many other Russian cities.

Life in Art. Paintings at your home and office

15-11-2017
by Quarta Gallery
Life in Art

What is the fundamental difference between contemporary and bygone-era approach to interior decoration? Today’s city dweller pays a lot of attention to the functional value of his space while striving to make it look attractive and comfortable. Nevertheless, the dominating feature of modern approach is its distinction between the useful and useless, the functional and decorative, the necessary and unnecessary. A well-off house owner of the Renaissance would hardly be able to take it in. In his understanding a perfect living space was to combine architectural, functional and decorative value. Artworks used to be an inseparable part of that equation to demonstrate not only the owner’s individuality but also to mark his social status, emphasize his wealth, versatile interests and taste or the absence of such. All those things served one purpose only – to turn a man’s life into an artwork, to make it as integral as possible, not to miss a single element be it homeware, sculpture, a piece of art or an exquisite furniture item.

Tips on interior design & decoration

19-09-2017
by Quarta Gallery

Interior design usually puts artworks off to the not quite honorary last place. The thought of wall decoration and creation of authentic atmosphere comes only after the last coat of paint has dried up and the furniture is all in its place.

The door to Multidimensionality: Still Lifes by Tatyana and Maria Ivanovs

03-07-2017
by Quarta Gallery

The genre of still life has long moved beyond its original, purely decorative, function. «Animate» and «inanimate» objects are tightly connected in this art striving to express the subtle nuances of human emotions, the spirit of the time and the complex inner life of the creator.

Tatyana and Maria Ivanovs represent a bright family tradition which goes back to Victor Ivanovich Ivanov,

Captured by Color. The art of Svetlana Atakhanova

07-06-2017
by Quarta Gallery

The art of Svetlana Atakhanova is a combination of oriental flair and exquisite technique. Her paintings evoke associations with the art of rug-weaving which reflects subtle spirit of the East, its in-depth philosophy and ancient legacy. Svetlana was born in Kirghizia and her creative activity is tightly connected with Tajikistan, motherland of her husband, the well-known artist Azam Atakhanov.

Dynasty. The family of the Finogenov-Stekolschikov

15-05-2017
by Quarta Gallery

Artistic dynasty is a special space where creativity of each single member develops according to specific unspoken laws passed on nonverbally but on a deeper subconscious level. It imposes certain restrictions: each new generation feels the pressure of the legacy and, at the same time, has to not only justify the family tradition but to seek their own unique place for individual activity.

Animation Movie Sketches by Natalia Varlamova

31-10-2016
by Quarta Gallery
N. Varlamova. Brownie

Natalia Varlamova’s graphic artworks are a special universe filled with the spirit of magic, so characteristic of the animation movies. Here every stroke turns into a symbol and every sign provokes a flow of associations. The artist transmits her perception of the world through mighty images which, in her interpretation, acquire archetypal features.

The Art of Book Illustration. Glimpses of the genre development in Russia

28-09-2016
by Quarta Gallery
N. Orlova. White Nights

One of the amazing attributes of book illustration is the variety of genres it can be used for while being formally limited in format. Artists all over the world throughout the time have found inspiration in fiction starting from ancient mythology to Vergil, Shakespeare and Dostoevsky, trying to express eternal themes in art, frescoes, tapestry and mural paintings.

12, Kuznetsky Most: The Story of a House

12-08-2016
by Quarta Gallery
12, Kuznetsky Most

Kuznetsky Most (Blacksmith’s Bridge) got its name from the settlement of blacksmiths which was set up in the era of Ivan III who founded Pushechny dvor (Cannon yard) on the Neglinka river. The bridge that gave the name to the street was first made of wood which was later replaced with white stone, but at the start of the 19th century the river was put into a pipe, the bridge was covered with soil, the railing was dismantled, and only the name remained.

The art of Photography in Russia: origins and development

04-08-2016
by Quarta Gallery
Louis Daguerre

For a long time, the practical concept of photography was an obstacle for it to take its rightful position among the recognized art types. One of the first works unanimously attributed to art and not to the mechanical reproduction of reality could be the photo montage by England’s photographer Oscar Rejlander "The two ways of life" (1856). It took Rejlander 32 photographic negatives, 20 models and six weeks of work to implement his major project. Just like many before him, the art connoisseur and experienced painter Rejlander strived for conveying artistic ways with the help of the camera. Until the beginning of the 20th century photography was tightly connected with art,

Quarta Gallery's artists in the context of the history of contemporary Russian art

16-05-2016
by Quarta Gallery
Oleg Ivanov

Despite the simplicity of the term Modern Art, it includes an enormous amount of various directions and dates back to the 1950s-60s. Regardless of its pioneer ambitions, the search of new forms and avant-garde features, it is nevertheless deeply rooted in the legacy of the great artists of the 20th century, including Henri Matisse, Gauguin, Van Gogh, Cezanne, Georges Braque, Andre Derain and Pablo Picasso. At the start of the previous century Picasso makes his first conscious attempt to reduce the description of the live objects to three general shapes: cube, sphere and cone, thus forming the grounds for the analytical and synthetic cubism which later included the elements of collage in the artworks. Cubism preceded all the other styles of the 20th century, from abstractionism, orphism and suprematism to constructivism,

Swimming Pool "Moskva". History in the art

22-04-2016
by Quarta Gallery
Swimming Pool "Moskva"

In the 1960s the artist N. Vorobeva made a series of etudes of the Swimming Pool "Moskva", which amazing story we present in this article.

The construction of the swimming-pool instead of the Christ the Savior Cathedral knocked down in the 30s started in 1958 and in 1960 the pool received its first visitors. The new sports structure quickly became a favorite spot for the Muscovites where they could rest and do sports. The swimming

Meeting with the Master

01-03-2016
by Quarta Gallery
Mai Dantsig Exhibition. Minsk

About the trip to the exhibition of the artist Mai Dantsig, which was held in the National Museum of Belarus in Minsk in Autumn 2015 devoted to the 85th anniversary of the Master.

The visit to the jubilee exhibition of the People’s Artist of Belorussia May Dantsig at the National Museum of Fine Arts of the Republic of Belarus had been on our schedule since the moment we learnt

History of Engraving

01-02-2016
by Quarta Gallery
Engraving

The engraving appeared in Europe during early Renaissance as a cross between various trades and fine arts: the production of printed fabrics gave a start to the woodprint, copperplate print is directly linked to jewelry and the eau forte has a lot in common with gunnery. The peculiarity of the engraving is in its mass production аs well as in its style linked to the work with hard materials. The more the engraving and lithography spread, the thinner became the borders between cultures and different art

Protoforms and artefacts of Robert Kondakhsazov

19-01-2016
by Quarta Gallery
Роберт Кондахсазов

Robert Kondakhsazov’s art can be seen as a certain color-figurative text with its own system of signs, structural peculiarities and philosophical content.

The route from an object to a sign emerged in the 70s. The artist insistently painted the same objects in that period (pomegranates, jugs, lizards, shells, cypresses, stairs…), sometimes approaching the «realistic» form and sometimes becoming much more conditional. It is not rare that an object or a series of objects appear to be so abstract that they can be interpreted in two ways: mortar – keyhole, pomegranate – skull,