История одной семьи в графике Бориса Беспалько. Род Кононенко

29-03-2018
покупателя Quarta Gallery

История любой страны складывается не только из событий, о которых мы узнаём из школьных учебников, изучаем в университете или слышим в новостях. История состоит из культурного наследия, которое нам оставили прошлые поколения, воспоминаний, фотографий, документов, самое главное, из человеческих судеб. Иногда даже история жизни одной семьи может красноречиво рассказать то, что осталось за страницами учебника.

Главой семьи Кононенко являлся Александр Александрович Кононенко, последний директор Новгород-Северской гимназии и директор семилетней школы. Александр Александрович был уважаемым горожанином, которого знала вся округа. Семейство его было многочисленное: мать, жена, трое детей, три брата и шесть сестер. Семья была интеллигентной, сплоченной, дружной, в ней всегда царили любовь и поддержка. Почти все девочки из семьи смогли закончить женскую гимназию, получили право быть учительницами в младших классах. В аттестатах значился статус – дочь дворянина.

Революция 1917 года и последовавшая за ней гражданская война вторглись в размеренный жизненный уклад и разрушили поколениями создававшиеся традиции, кардинально изменив судьбы всех членов семьи, которой пришлось бежать с родных мест, запрыгивая буквально в последний поезд. Сохранились краткие воспоминания о некоторых членах семьи, на примере которых можно увидеть как трагически может распорядиться история, унося жизни и разделяя семьи.

Весной 1917 года Александр Александрович общественностью города был избран директором мужской гимназии. Семья переехала в огромный директорский дом рядом с гимназией. Там была большая зала, стоял рояль, большой стол, стояли кадки с большими растениями. В доме Кононенко почти каждый день собирались люди, звучал рояль, песни, романсы, были интересные беседы, дискуссии, сочинялись шаржи, стихи, разыгрывались импровизации. Конечно, время было очень тревожное и суровое – революция, гражданская война, немецкая оккупация, тиф, голод. Все это было, но люди не теряли оптимизма. Иногда к столу подавали только один горшок каши и обязательный самовар. Сестры Кононенко выходили замуж, но в условиях войны, теряли мужей, и возвращались в семью с ребенком. Так, кроме своих троих детей, у Александра Александровича оказалось еще трое – племянники, но они называли его «папой», и он был для них настоящим отцом.


Одной из сестер Александра Александровича была Ольга Александровна Кононенко (1887 – 1944), самая старшая из сестер, прожившая насыщенную, но сложную жизнь. Ольга Александровна была глубоким человеком, очень образованной и ответственной, с волей к жизни. С 1908 года Ольга состояла на службе в Лодзинском 4-классном частном пансионе, а позже, в 1911 – 1912 годах была классной дамой в Лодзинской частной гимназии. Ее мужем был Федор Митрофанович Беспалько, бухгалтер, а в 1914 году у них родился сын Борис. Но судьба этой молодой семьи сложилась трагически: началась Первая Мировая война, и молодой семье пришлось перебираться к своим, в Новгород-Северск, вскоре муж заболел туберкулезом и скончался, а у маленького Бориса обнаружилась лейкемия. Все его детство и раннюю юность Ольге приходилось бороться за его жизнь, при этом не переставая работать в школе. Борис рос очень творческим и талантливым ребенком, прекрасно рисовал, играл на фортепьяно, всегда был душой компании. В 1930 году, после окончания Борисом школы, Ольга вместе с сыном воссоединилась со своей семьей, которая незадолго до этого переехала из Новгород-Северска в Подмосковную Малаховку. Борис поступил в Московский Государственный техникум изобразительных искусств в память Восстания 1905 года. Там он учится на оформителя, постоянно рисуя, делает комические зарисовки о жизне и быте своей семьи. Но, к сожалению, болезнь берет свое, и его жизнь очень рано обрывается в 1932 году. Для Ольги Александровны это был страшный удар: потеря сначала любимого мужа, а затем и сына. Все свои силы она отдавала работе и учебе, в возрасте 45 лет поступила в Московский педагогический институт на специальность «Математика», жила только ради брата Александра, который после смерти Бориса произнес сокровенную фразу: «живи ради меня». За свою работу она получила многочисленные благодарственные письма от родителей учеников, грамоты о присвоении звания ударника фронта культурного строительства. Когда началась война, Ольга Александровна поступила на курсы медсестер и дежурила в госпитале. Ольга Александровна Кононенко пережила революцию, войну, смерть близких людей. Но после новости о том, что ее любимый брат Александр скончался в в 1943 году в лагерной больнице, сердце ее не выдержало и вскоре после этого известия она умерла.

Судьба Евгении (1894 – 1973), еще одной сестры Александра Александровича, сложилась более благополучно. Вышла замуж, родила двоих детей, в середине 1930-х годов ее семья перебралась в Горьковскую область в г. Шиморское. Когда началась война, то к ним стекались все бежавшие родственники, чтобы найти приют и тепло.

Татьяна Александровна (1896 – 1975) после смерти брата и главы семьи Александра Александровича, взяла на себя роль собирателя семьи, позже к ней присоединилась и ее дочь Зоя. Их семья осталась жить в том подмосковном деревянном домике, куда вся большая семья Кононенко перебралась в 1930-х годах, может быть именно это и послужило тем, почему все тянулись именно туда. Когда началась Великая Отечественная война, то Зоя вначале записалась на курсы медсестер, а позже узнала, что формируется особый диверсионно-разведывательный отряд и, не думая ни секунды, записалась туда. Юная Зоя, красавица, комсомолка, совсем неопытная, с неистовым стремлением защищать родину, много раз находилась на краю смерти. Родные не получали ни единой весточки от нее и уже думали о самом страшном, когда в 1942 году Зоя вернулась. Обессиленная, с обмороженными ногами, но живая. Благодаря своему командиру она демобилизовалась и продолжила учебу. У девушки Зои была мечта: вернуться на родину, в Новгород-Северск, построить там домик и остаться там жить. После усердной долгой работы она достигла своей цели, и к 1969 году ее дом был построен. Сделала она это не только для себя, но и для всей своей семьи, которую революция разлучила с Домом. Иван Анреевич Кононенко (1900 – 1920). Ваня рос умным талантливым мальчиком, но юность его пришлась на годы революции. Сохранилось письмо из Киева 1918 года, в котором он пишет, что у него все хорошо, он устроился работать, поступил в университет. Точно неизвестно, но, вероятнее всего, поток уходящих войск захлестнул его, и позже родные получили известие о его смерти в Париже от гепатита. Его жизнь оборвалась, так и не успев начаться.

Мария, старшая дочь Александра Александровича (1907 – 1967) — красивая, живая, талантливая. Но революция не щадит никого, и на ней она тоже оставила свой отпечаток. В детстве, во время еврейского погрома в Новгород-Северске, в доме Кононенко прятали и защищали евреев, кругом гремели выстрели, маленькая девочка Маша очень сильно испугалась, и у нее на несколько лет отнялись ноги. Вторая Мировая война отняла у неё мужа, который добровольно остался в Ленинграде спасать жителей блокадного города.

Их дочь Елена Павловна Погодина сохранила для потомков не только историю своей семьи, которая в её рассказах, фотографиях и документах отражает сложную и трагическую столетнюю историю нашей страны, но и уникальную коллекцию рисунков Бориса Федоровича Беспалько — ценное художественное свидетельство своей эпохи, эпохи глобальных исторических катаклизмов. Это наследие Галерея КВАРТА представляет в рамках проекта «История одной семьи».

https://www.quartagallery.ru/bespalko-boris/



Театральный художник Тамара Гусева. К 100-летию со дня рождения

25-01-2018
покупателя Quarta Gallery

Наблюдая любую театральную постановку, мы редко задумываемся о деталях: свет, декорации, костюмы, звуковое сопровождение. Мы воспринимаем это как единое целое, формируя общую оценку об увиденном, которая варьируется, в основном, в категории нравится/не нравится. Но любое театральное представление это совокупность колоссальной работы профессионалов в различных аспектах, чьи стремления направлены на то, чтобы создать для зрителя идеальную картинку происходящего, которая не отвлекала бы при этом от самой сути спектакля.

Одним из таких профессионалов, создающих то самое «чудо театра», была художница Тамара Гусева. В 1945 году она поступила во Всесоюзный государственный институт кинематографии на художественный факультет, где училась под руководством выдающихся мастеров: Юрия Пименова, Федора Богородского, Григория Шегаля. А после окончания учебы стала театральным художником. На ее счету несколько десятков спектаклей по пьесам русских, советских и зарубежных драматургов в Москве и других городах страны. Тамара Гусева была не только театральным художником, но, иногда выступала и как сорежиссер: строила мизансцены, а через костюмы старалась передать свою индивидуальную трактовку характера героя. Художница полностью погружалась в атмосферу каждого спектакля, над которым она работала, ее захватывала жизнь актера на сцене, напряженность и динамичность каждого действия, реакция зрительного зала. В своей работе над декорациями и театральными костюмами Гусева старалась не только сотворить образ каждого героя, который остается в сердцах зрителей, но и создать атмосферу благоприятную для самих актеров, чтобы на сцене им было абсолютно комфортно и легко находиться в процессе своей работы. Перед ней стояла исключительно непростая задача, которая требовала невероятной отдачи, усердной работы и, более того, тонкого чутья, которое необходимо для создания точного образа героя.

Одной из самых ярких постановок в карьере Тамары Гусевой как театрального художника был спектакль «Средство Макрополуса» по пьесе К. Чапека в Театре Советской Армии, над которым она работала в партнерстве с художницей Верой Зайцевой. На предварительных просмотрах в секции художников театра и кино Московского Отделения Союза Художников отмечались талантливые эскизы представительниц младшего поколения театральных художников, и все с нетерпением ждали постановки, работу над которой осуществляло новое молодое поколение с их необычными замыслами. Сама по себе пьеса – острый и довольно злой памфлет на буржуазную действительность в капиталистических странах, характерная для советских постановок 1960-70х годов. Материал спектакля давал Тамаре Гусевой и ее коллеге возможность проявить свои остроумные и лаконичные решения в декорациях. Тамаре Гусевой и Вере Зайцевой удалось создать такую атмосферу, в которой жизнь и поступки персонажей кажутся естественными и ненадуманными. Художники мастерски использовали пространство и фигуры в нем, сочетая цвета и формы, создавая единую картину происходящего. После выхода спектакля «Средство Макрополуса» критики отмечали не только режиссуру и игру актеров, но и проделанную работу театральных художников. Для критиков не прошел мимо и тот факт, что несмотря на строгую лаконизацию допускаемых на сцене вещей, они были «универсальными» по смыслу, несли в себе множество символов. Более того, отмечалось, что молодым художницам удалось включить все элементы оформления в тематическую ткань спектакля, что является сложной задачей даже для профессионалов с многолетним опытом.

Тамара Гусева открывается нам как многогранный художник и невероятно талантливый человек: все ее работы, начиная от небольшого этюда и заканчивая декорациями к спектаклю, разноплановые, насыщенные и глубокие. К сожалению, нашему поколению уже не удастся посмотреть на постановки, где Тамара Гусева выступала как театральный художник, но, тем не менее Галерея «Кварта» предоставляет уникальную возможность заглянуть в чарующий мир закулисья и, в буквальном смысле, прикоснуться к театральному миру. Галерея представляет эскизы театральных костюмов к спектаклям «Любка-Любовь», «Вешние воды», «История одной любви», «Когда не заходит солнце», которые в 1960-х годах ставились на сцене Театра Советской Армии. Эскиз каждого театрального костюма детально проработан, вплоть до рекомендаций по такни, цветовым решениям, возможным вариантам, аксессуарам. В работах Тамары Гусевой чувствуется энергетика каждого героя, хотя, казалось бы, это лишь эскиз, но ее талант и самоотдача передавались в каждой небрежной, но столь точно прорисованной складке платья или детали, завершающий каждый образ, будь то платок на шее или поношенная льняная кепка.

http://www.quartagallery.ru/guseva-tamara/

Жизнь в искусстве. Картины в вашем доме и офисе

15-11-2017
покупателя Quarta Gallery

Чем принципиально отличается современный подход к оформлению жилища от предшествующих периодов? Житель современного мегаполиса уделяет большое внимание функциональности своего жилища, безусловно, стремится сделать его привлекательным и гармоничным. Тем не менее, главным отличием нашего времени является четкое разделение на полезное и бес, функциональное и декоративное, нужное и не очень.

Зажиточный домовладелец времен Возрождения вряд ли мог представить себе столь дробную картину. В его понимании идеальное жилище должно было гармонично соединять архитектуру, функциональность и декор. Произведения искусства являлись неотъемлемой частью уравнения, свидетельствуя не только об индивидуальности их обладателя, но и о его положении в обществе, размере его состояния, разносторонности интересов и наличии или отсутствии вкуса. За всем этим скрывалось стремление человека превратить свою жизнь в искусство, придать ей максимально возможную целостность, не упустить ни одного существенного элемента, будь то предметы обихода, скульптурная композиция, живопись или изящный предмет мебели.

Искусство vs дизайн: советы по дизайну интерьера

19-09-2017
покупателя Quarta Gallery

Дизайн интерьера чаще всего отводит произведениям искусства не слишком почетное последнее место. Мысль об оформлении стен в офисе или квартире, и создании аутентичной атмосферы возникает исключительно после того, как краска высохла на стенах, а мебель расставлена по местам.

Дверца в многомерность: натюрморты Татьяны и Марии Ивановой

03-07-2017
покупателя Quarta Gallery

Жанр натюрморта давно вышел за пределы своего первоначального, исключительно декоративного назначения. «Живое» и «неживое» тесно сплелось в этом виде искусства, стремясь выразить тончайшие нюансы человеческих эмоций, дух времени и непростую внутреннюю жизнь самого творца.

В плену цвета. Творчество Светланы Атахановой

07-06-2017
покупателя Quarta Gallery

Живопись Светланы Атахановой – это сочетание восточного колорита с изящной техникой. Глядя на ее картины, невольно возникает ассоциация с искусством ковроткачества, отражающим тонкую душу Востока, его глубинную философию и древнее наследие. Светлана родилась в Киргизии, а ее творчество прочно связано с Таджикистаном, родиной ее мужа, известного

Династия. Семья Финогеновых-Стекольщиковых

15-05-2017
покупателя Quarta Gallery

Художественная династия – это особое пространство, в котором творчество каждого отдельного члена развивается в соответствии с определенными негласными законами, передаваемыми не вербально, но на гораздо более глубинном, подсознательном уровне. Оно накладывает свои ограничения: каждое новое поколение ощущает давление наследия и, при этом, вынуждено не только оправдывать семейную традицию, но и искать собственное, отличительное место для

Эскизы к анимационным фильмам Натальи Варламовой

31-10-2016
покупателя Quarta Gallery
Наталья Варламова. Эскиз к мультфильму «Брауни»

Графика Натальи Варламовой – пространство особенное, напитанное духом волшебства, свойственного мультипликационному искусству. Здесь каждый штрих превращается в символ, и каждый знак рождает целый поток ассоциаций. Художница передает свое ощущение мира через мощные образы, которые в ее интерпретации обретают черты объемных архетипов.

Краткая история русской книжной иллюстрации

28-09-2016
покупателя Quarta Gallery
Н. Орлова. Белые Ночи

Удивительным свойством книжной иллюстрации является возможность использования бесконечного разнообразия жанров при внешне ограниченном формате. Художники всех времен и народов так или иначе черпали вдохновение из художественных произведений, начиная от античной мифологии и Вергилия к Шекспиру и Достоевскому, пробуя выразить вечные темы в живописи, фреске, гобеленах и росписях.

Кузнецкий мост, 12: История одного Дома

12-08-2016
покупателя Quarta Gallery
Кузнецкий Мост, 12

Кузнецкий мост получил свое название благодаря слободе кузнецов, возникшей в эпоху Ивана III, основавшего на реке Неглинке Пушечный двор. Сам мост, давший название улице, поначалу был деревянным, а позднее – белокаменным, но в начале 19 века реку поместили в трубу, мост засыпали землей, а перила разобрали, и от него осталось одно название.

Фотоискусство в России: истоки и развитие

04-08-2016
покупателя Quarta Gallery
Даггер

Прикладное значение фотографии на долгие годы стало препятствием для ее полноправного вступления в ряды признанных видов искусств. Одним из первых произведений, единогласно отнесенных именно к искусству, а не к механическому воспроизведению реальности, можно назвать работу английского фотографа Оскара Рейландера «Две дороги жизни» (1856), созданную в технике «композитной» фотографии. Чтобы воплотить свой масштабный замысел, Рейландеру понадобилось 32 негатива, 20 моделей и шесть

Художники Галереи «Кварта» в контексте истории современного русского искусства

16-05-2016
покупателя Quarta Gallery
Олег Иванов

Cовременное искусство, несмотря на простоту термина, включает в себя огромное количество направлений и ведет официальный отсчет от 50-60х годов XX-го столетия. Однако, несмотря на новаторские претензии, поиски новых форм и авангардные черты, оно, несомненно, питается корнями от наследия великих живописцев начала прошлого столетия, включая Анри Матисса, Гогена, Ван Гога, Сезанна, Жоржа Брака, Андре Дерена и Пабло Пикассо. В начале XX-ого столетия Пикассо делает первую сознательную попытку уменьшить описание живых

Бассейн Москва. История в искусстве

22-04-2016
покупателя Quarta Gallery
Бассейн «Москва»

В 1960-х художник Н. Воробьева написала серию этюдов бассейна «Москва», удивительную историю которого мы представляем в этой статье.

Строительство бассейна на месте снесенного в 30-е годы храма Спасителя началось в 1958 году, а в 1960 году бассейн принял своих первых посетителей. Новое спортивное сооружение быстро стало излюбленным местом москвичей, где они могли отдохнуть и заняться спортом.

Встреча с Мастером

01-03-2016
покупателя Quarta Gallery
Выставка Мая Данцига в Минске
О поездке на выставку Мая Вольфовича Данцига, прошедшей в Национальном музее Беларуси в Минске осенью 2015 года и посвященной 85-летию Мастера.

Поездку на юбилейную выставку народного художника Беларуси Мая Вольфовича Данцига в Национальном художественном музее Республики Беларусь мы планировали с того самого момента, как узнали, что она состоится осенью 2015 года.

История гравюры

01-02-2016
покупателя Quarta Gallery
Гравюра

Гравюра появилась в Европе в период раннего Ренессанса на стыке различных ремесел и изящных искусств: изготовление набивных тканей положило начало гравюре на дереве, резцовая гравюра непосредственно связана с ювелирным искусством, а офорт имеет немало общих черт с оружейным ремеслом. Особенность гравюры заключается в её тиражности, а также в её стилистике, связанной с работой в твёрдых материалах.

Протоформы и артефакты Роберта Кондахсазова

19-01-2016
покупателя Quarta Gallery
Роберт Кондахсазов

Живопись Роберта Кондахсазова можно рассматривать как некий цветопластический текст со своей знаковой системой, особенностями структуры и философским содержанием.

Путь от предмета к знаку наметился у художника еще в 70-е годы. Во многих работах того периода настойчиво повторяются изображения одних и тех же объектов (гранаты, кувшины, ящерицы, ракушки, кипарисы, лестницы), то приближающиеся к «реалистическим», то гораздо более условные. Нередко предмет или предметный ряд предстают в столь абстрактном виде,

Группа «Движение». История русского кинетизма

24-12-2015
покупателя Quarta Gallery
Группа «Движение»

В сентябре 1962 пять молодых художников, которых возглавил 25-летний Лев Нусберг, основали группу «Движение». Первыми участниками были Ф. Инфантэ, А. Кривчиков, В. Акулинин, В. Щербаков, Р. Заневская, М. Дорохов. Движение трактовалось авторами как изменение, перемещение, взаимопроникновение, развитие, состояние всего, что движется и в биологическом, и в эстетическом смыслах. Важной стороной было синтезирование различных

Вьетнамские постеры времен социализма

27-10-2015
покупателя Quarta Gallery
Постеры Вьетнама

Плакаты, представленные на нашем сайте, являются частью пропагандистского графического искусства Вьетнама, которое по сей день живет и процветает, хотя и приобрело сегодня более «западные» черты. Технически все пропагандистские плакаты, созданные на территории Вьетнама, делятся на период до 1975 года, когда основными темами было Сопротивление и борьба с двумя супердержавами – Францией и Америкой, и после 1975 года, посвященные развитию Социалистической республики Вьетнам.

Более ранние образцы пропагандистских плакатов времен Сопротивления создавались традиционным для Вьетнама способом: вручную с резных деревянных панелей. Колористика ограничивалась двумя или тремя цветами, - стандартными сочетаниями были черно-красный или красно–золотой. В особо опасных зонах художники печатали плакаты небольшого размера или листовки, а в безопасных – крупные (120 на 80 см). Именно во времена франко-вьетнамской войны

Интерьер в интерьере. Выставка русских художников 1930-2015

14-10-2015
покупателя Quarta Gallery
Галерея «Кварта»

Восьмого октября 2015 года в недавно отреставрированной усадьбе-музее Муравьевых-Апостолов (Старая Басманная д.23/9) была открыта камерная выставка галереи «Кварта» под названием «Интерьер в интерьере».

Мысль о том, что полотна, представленные на выставке, должны неким образом переплетаться с чудесным старинным интерьером, возникла спонтанно, под влиянием, что называется, духа или атмосферы самого места. И вот уже вдоль беленых стен, под сводами усадьбы возникают ожившие грезы и видения самых

Графическое искусство

14-08-2015
покупателя Quarta Gallery
Иван Билибин

Графика, освоение безжизненной белой плоскости и её трансформация соответственно художественному замыслу, пожалуй, наиболее виртуозный и многогранный вид изобразительного искусства.

История его развития отображает не только переход художественного мышления от примитивных форм наскальных рисунков к тончайшему мастерству каллиграфии Востока, но и недвусмысленно указывает на

Краткая история русского натюрморта

22-07-2015
покупателя Quarta Gallery
Серов. Девочка с персиками

Удивительный по своей неограниченной выразительной силе самый, казалось бы, ограниченный живописный жанр, натюрморт, рожденный в недрах голландской живописи как "stilleven" — «неподвижная модель» в 17 веке, довольно долго прокладывал дорогу в русское искусство.

Зачатки жанра просматриваются еще в древнерусской иконописи, возникая в виде немногочисленных

Нина Габриэлян — поэт, писатель, художник

10-07-2015
покупателя Quarta Gallery

Отрывок из статьи Ю. А. Александрова о творчестве Нины Габриэлян. 2007 Я не однажды рассматривал эти длинные вереницы первых акварелей и гуашей.

Я не однажды рассматривал эти длинные вереницы первых акварелей и гуашей. Поражало в них обилие варьируемых на разные лады, повторяющихся замкнутых форм, внутри которых шевелились, сидели скорчившись, жили угнетённой, скованной жизнью помещённые в них фигуры, часто две, реже несколько. Будто в пещерах, могильных склепах, катакомбах, а может быть в фантастических материнских утробах, рождалась, теплилась, непонятная жизнь, с непонятными задачами, возможно, готовясь к рождению в большом мире, но придавленная внешними силами не могла вытечь наружу, копила силы, ждала своего часа.

Несмотря на символику этих изображений, автор не спешит объяснять свои наития, утверждая, что чаще всего они рождались «сами собой», и даже вопреки её желанию

Монументальная живопись. Роспись стен

15-05-2015
покупателя Quarta Gallery
Роспись стен эпохи палеолита

Монументальная живопись — живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях. Основная техника монументальной живописи — фреска, которая вместе с мозаикой и витражом чаще называется монументально-прикладным искусством.